Торги старых мастеров Christie’s (8 декабря) проходят в рамках недели классического искусства. В течение десяти дней пройдутдесять тематических торгов — от античного и японского искусства до прерафаэлитов и сюрреализма. Вечерние торги «Искусство старых мастеров и британская живопись» представят практически все основные европейские школы. Топ-лот — «Двор крепости Кенигштайн с видом на замок Магдалены» итальянского ведутиста XVIII века Бернардо Беллотто (£2–3 млн). Родиля он в Венеции, учился живописи у дяди — главного певца венецианских красот Джованни Антонио Каналя, больше известного как Каналетто. Так же называл себя и племянник, что до сих пор создает немалую путаницу. Беллотто много путешествовал по Европе, а с 1747 года по приглашению саксонского курфюрста Августа III обосновался в Дрездене и преподавал в местной Академии художеств. Полотно, выставленное на Christie’s, изображает крепость Кенигштайн на скалистом плато над Эльбой близ Дрездена.
Еще один венецианец на торгах — Джованни Баттиста Дзелотти, мастер Позднего Возрождения, работавший бок о бок с Веронезе в палаццо Дожей и библиотеке Марчиана, расписавший несколько вилл Палладио. На торгах — почти двухметровое «Положение во гроб» (£500–700 тыс.). Венецианская выучка легко угадывается в колорите, в сочетаниях золотистого с бирюзой и выбеленным красным, нежно-зеленого с алым, особенно замечательных в полутьме венецианских церквей.
Английская школа представлена небольшим этюдом Джона Констебла «Швартовка судна. Брайтон» (£500–800 тыс.), выполненным, скорее всего, с натуры. Отчасти Констебл предугадал открытия французских импрессионистов: на полвека раньше он с мольбертом наблюдал за движением облаков, изменением освещения и на обороте каждого этюда подписывал дату, время и погодные условия, считая их важными для живописи. Этюд выполнен быстрыми мазками, фигурки людей лишь намечены, зато небесной и водной стихии уделено самое пристальное внимание.
Еще одна отличная работа будет выставлена Christie’s днем раньше, 7 декабря, на эклектичный по составу аукцион одной частной коллекции. Это высотой более двух метров полотно «Святой Иосиф с младенцем Христом» испанского мастера золотого XVII века Бартоломе Эстебана Мурильо (£3–5 млн). Помимо исключительного живописного качества, здесь замечательны детали: оттенки сиреневого на хитоне маленького Христа, мужественное лицо Иосифа и трогательные бантики на сандалиях у обоих.
Седьмого декабря проведет вечерние торги искусством старых мастеров и Sotheby’s. В топ-лотах — портреты кисти великих венецианцев эпохи Ренессанса Тициана и Лоренцо Лотто. «Портрет двух мальчиков, предположительно из семьи Пезаро» (£1–1,5 млн) — редкий для той эпохи образец детского портрета. Неоднократно участвовавший в крупных музейных выставках, он долгое время считался работой самого Тициана и был включен в его каталог-резоне. Однако в последние десять лет атрибуция была изменена. По мнению исследователей, мастеру принадлежат общая композиция и непосредственно портреты братьев, написанные с натуры, а одежда этих серьезных «маленьких взрослых» была выполнена его помощниками. На портрете Лотто предположительно изображен архитектор Джованни даль Коро из Анконы, друг художника, который делал рамы для некоторых его алтарных картин и на профессию которого намекают разложенные на столе инструменты (£500–700 тыс.). Первые крупные торги Sotheby’s после длинных рождественских каникул также будут посвящены старым мастерам. Среди наиболее примечательных лотов аукциона 25 января в Нью-Йорке — тондо Боттичелли и учеников «Мадонна с младенцем в окружении Иоанна Крестителя и ангела» ($600–800 тыс.), приписываемый Веласкесу «крестьянский» натюрморт, в котором оттенки черного и коричневого создают глубокую гармонию ($1,5–2 млн), и игривый «Фонтан любви» Жана Оноре Фрагонара ($1,5–2,5 млн).