18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Знакомьтесь: Адольф Монтичелли

№49
Материал из газеты

В рамках 18-й международной книжной ярмарки non/fiction 4 декабря состоялась презентация первой монографии на русском языке о художнике Адольфе Монтичелли, изданной фондом IN ARTIBUS

Когда Винсент Ван Гог говорил об искусстве Адольфа Монтичелли (1824–1886), он начинал плакать. Странная одержимость этим художником, практически позабытым сразу же после смерти, но ныне медленно входящим в моду, обращает на себя внимание всех, читавших письма Ван Гога. Своему брату Тео он пишет о Монтичелли едва ли не больше, чем о Рембрандте и других гениях живописи, вместе взятых. Еще более интересные отношения связывают Монтичелли с Полем Сезанном: два живописца не только дружили и вместе путешествовали по Провансу (куда по следам Монтичелли «за пряным Югом» чуть позже поехал и Ван Гог), но и влияли на стиль друг друга. Ну а Райнер Мария Рильке ставил Монтичелли на один уровень с Клодом Моне.

Симптоматично, что для рассказа об Адольфе Монтичелли приходится пользоваться отзывами его современников, сумевших сохранить репутации и в XXI веке. С ним самим этого не произошло — слишком уж особенным, не вписывающимся в общепринятые представления оказывается его стиль. Искусство тогда стояло на распутье, приоритеты были неочевидными, а пластические поиски — рискованными. Моды быстро менялись, тупики множились. Вот и творческий метод Монтичелли, первая полноценная публикация о котором на русском языке вышла только теперь (в российских музеях хранится всего четыре работы мастера), сочетал, казалось бы, несочетаемое. Сюжеты Антуана Ватто и «галантного века» с пастозным импрессионизмом и даже экспрессионизмом (помноженным на символизм в духе группы «Наби») намного опередили время.

У современников (большими почитателями и обладателями картин Монтичелли были Шарль Бодлер и Оскар Уайльд) этот намеренный живописный хаос и некоторая загадочная одышливая смазанность вызывали восторг, однако чуть позже имя Монтичелли стало символом тупиковых пластических поисков, а однажды художника даже назвали «худшим живописцем в истории искусства». Понадобилось изощренное зрение ХХI века, уставшее от «прямоговорения», для того чтобы интерес к французскому итальянцу из Прованса начал расти.

Вышедшая в издательстве «Дефи» и прекрасно переведенная Марком Гринбергом книга Шарля и Марио Гарибальди, добротное жизне­описание художника с анализом творческого метода и отдельных картин, — первая ласточка этого интереса. Биография художника, первоначально опубликованная швейцарским издательством Skira и сразу же получившая престижную литературную премию «Эли Фора» (номинация «Лучшая монография»), движется от одной жизненной вехи к другой.

Начальная глава закономерно называется «Как Монтичелли стал художником». Далее следуют описания первых триумфов (Париж, 1855–1856), дружбы с барбизонцами, воскрешения жанра «галантных сцен». Третья часть посвящена марсельскому периоду жизни художника, четвертая — возвращению в Париж. Затем Гарибальди приступают к рассказу о зрелых годах Монтичелли, его постоянных покупателях и особенностях техники (он писал не только на холсте, но и на меди и деревянных досках).

Хочется отметить и просветительский пафос издания. Осознавая, что для понимания настоящего значения этого художника читатель должен владеть контекстом и максимумом информации, книгу дополнили целым рядом очерков и эссе: «Монтичелли в России» Ирины Никифоровой, «Монтичелли и Италия» Анни-Поль Кензак, «Монтичелли в собрании Инны Баженовой» Елены Руденко. Их сопровождают хронологические таблицы, максимально полная библиография, рентгенография нескольких холстов, показывающая наличие в палитре Монтичелли свинцовых белил, и вступительная заметка от редколлегии книжной серии «Антология искусствознания ХХ века», сразу же задающая серьезный уровень разговора об этом, казалось бы, навсегда недооцененном художнике. Хотя уже Ван Гог считал приобретение холстов Монтичелли выгодным вложением. Впрочем, зная о силе чувств, которые вызывали у него картины мастера, можно предположить, что они с братом Тео покупали их прежде всего для души. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+