18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Кто поедет на Венецианскую биеннале от России?

До сих пор не известно, кто будет представлять нашу страну на биеннале в 2017 году. TANR спросила кураторов, галеристов и искусствоведов, кого бы они хотели увидеть в национальном павильоне

В прошлом году тема и кураторы российского проекта на Архитектурной биеннале в Венеции были объявлены на Санкт-Петербургском международном культурном форуме. На этот раз комиссар павильона России на Венецианской биеннале современного искусства Семен Михайловский сохраняет интригу. Пользуясь случаем, мы предложили представителям художественного сообщества порассуждать о кандидатах в кураторы и участники выставки в российском павильоне.


Виктор Мизиано, искусствовед, куратор:

— У меня нет ощущения, что есть в нашем искусстве одно имя, перед которым художественная ситуация в долгу. Поэтому, на мой взгляд, вопрос не столько в выборе художника, сколько в кураторе. Именно от него мы вправе ждать стратегического и творческого замысла. Не исключаю, что настал момент предложить венецианский проект кому-то из кураторов среднего поколения. Есть несколько человек, которые уже не первый год делают серьезные проекты. Только что я работал в Московском музее современного искусства с Еленой Яичниковой, и это один из самых зрелых, имеющих ясное видение искусства и его задач людей. Есть еще, например, Юлия Аксенова, которая делала на протяжении последних десяти лет несколько амбициозных проектов.

Справка

СПРАВКА

Венецианская биеннале, старейшая и одна из самых престижных международных выставок, включает в себя главную выставку в Арсенале и Центральном павильоне в Джардини, параллельную программу и проекты в национальных павильонах стран-участниц. Российский павильон на биеннале — двухуровневую постройку в неорусском стиле со сложной внутренней структурой — архитектор Алексей Щусев спроектировал в 1914 году. Последние три биеннале — с 2011 по 2015 год — комиссаром павильона, имеющим право выбора куратора и художника, была Стелла Кесаева, основательница фонда Stella Art Foundation, ставшая первым представителем негосударственной институции на этом посту. Она переломила многолетнюю традицию показа групповых выставок, организовав в российском павильоне три сольных проекта московских концептуалистов — Андрея Монастырского, Вадима Захарова и Ирины Наховой. До этого комиссарами в разное время были директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, Евгений Зяблов — на тот момент директор РОСИЗО, и Леонид Бажанов, тогда художественный руководитель Государственного центра современного искусства, Виктор Мизиано — главный редактор «Художественного журнала», и другие.

Еще…

Помимо нового поколения, есть регионы. Есть Государственный центр современного искусства, с помощью которого сформировались нестоличные школы кураторства. Тот же Калининградский центр современного искусства, в котором работают Евгений Уманский, Елена Цветаева, Дмитрий Булатов. Это самостоятельные, сильные и яркие фигуры, уже не один год делающие очень умные международные проекты. Вокруг ГЦСИ в Нижнем Новгороде есть целая школа, которой вполне можно дать карт-бланш, — один раз это уже случалось в истории постсоветских павильонов: в 2005 году нижегородские кураторы делали национальный павильон. Существует ГЦСИ в Самаре, где кураторы проводят Ширяевскую биеннале, и это тоже интересный вариант.

Третий возможный подход: куратором может быть художник. Если говорить о Санкт-Петербурге, то там существует группа «Что делать?» и Дмитрий Виленский — интеллектуал и блестящий организатор, фигура интернационально известная и уважаемая. Я бы с интересом посмотрел, какой павильон сделал бы Дмитрий лично или в составе группы «Что делать?». Кроме того, есть Анатолий Осмоловский — одна из самых важных фигур в актуальном русском искусстве, художник, который держит руку на пульсе, благодаря которому в искусство пришел уже не один десяток художников.


Игорь Цуканов, коллекционер, меценат, арт-продюсер:

— Я бы делал проект под условным названием «Мы из Сибири», который бы включал в себя таких художников, как Василий Слонов, Дамир Муратов, Ринат Волигамси и группа «Синие Носы». На их материале можно сделать настоящее, запоминающееся всем шоу. Кого будет выбирать Семен Михайловский, понятия не имею.


Ольга Шишко, руководитель отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С.Пушкина:

— В российском павильоне поиграла бы на молодости или пригласила людей из междисциплинарных зон театра и музыки, людей, которые работают на пересечении с современным искусством. Это могут быть режиссеры Семен Александровский или Ксения Перетрухина, композитор Дмитрий Курляндский в соединении с Сашей Пироговой, может быть, объединение «Провмыза» (объединение уже было было представлено на выставке в русском павильоне на биеннале в 2005 году – прим. TANR). Из числа моих любимых художников, уже заявленных на международной сцене, это мог бы быть Гриша Брускин. Если отдавать павильон молодым, то я бы, наверное, не стала называть конкретных имен, потому что у меня много любимых художников, — это просто идея.


Ирина Горлова, искусствовед, в прошлом начальник отдела художественных программ ГЦСИ:

— Я бы хотела видеть в русском павильоне Андрея Кузькина. Его прошлогодняя выставка «Право на жизнь» была проектом, который я лично ходила смотреть четыре раза, и он меня очень задел своим искренним повествованием, емкостью и рядом пронзительных моментов. Мне кажется, что сегодня нам не хватает такого искреннего искусства, как, впрочем, и жизни, и, мне кажется, было бы важно показать в российском павильоне художника, который проживает на пределе свою жизнь в искусстве и отображает свое восприятие перемен окружающего мира. Я бы, возможно, столкнула Андрея Кузькина с Леонидом Тишковым — он тоже все бродит в костюме Вязанника по лесам в поисках чуда. Здорово бы смотрелись хлебные люди Кузькина и башни будетлян из спагетти Тишкова.

У Семена Михайловского, мне кажется, была давняя идея сделать выставку, посвященную «Новой Академии», может быть, он вернется к этой ретроспективной идее, а может быть, покажет академическое искусство, которое сейчас развивается внутри подведомственного ему заведения.


Леонид Бажанов, искусствовед, в прошлом художественный руководитель ГЦСИ:

— Россия сейчас не в положении страны, которая выставляет своих лидеров и гениальных художников, нам нужно показывать какой-то процесс. Ярких личностей, которых мы хотели и могли показать, уже показали. Сейчас Россия интереснее как страна странных специфических художественных процессов. Можно делать не групповую выставку, а демонстрировать набор разных явлений и разных имен, которые характеризуют существующую ситуацию. Это может быть кто угодно: художники старшего поколения, например Натта Конышева, или, наоборот, совсем молодые представители contemporary art. Могут быть и художники, которые работают в квазиакадемической манере, что характеризует нынешнюю художественную жизнь — она совершенно выпадает из поля contemporary art и ориентирована на какие-то утопические социальные программы, — и это тоже может быть интересно западному сообществу, позволит посмотреть, что у нас происходит. Удивить всех искусством высокого уровня, боюсь, Россия сейчас не может.

Думаю, что Семен Михайловский постарается сделать что-то с традиционным кругом художников, возьмет каких-то молодых ребят из Репинской академии с попыткой слегка модернизировать и превратить в попсовое шоу. Такой винегрет можно увидеть в Музее современной истории России и в академии на выставке «Красные ворота/Против течения» — это такая общая тенденция смешать все в кучу и сделать вид, что у нас все в порядке.


Анна Толстова, арт-критик:

— Я бы хотела увидеть Леонида Тишкова, наверное. Думаю, что нам давно не хватает искусства с человеческим лицом. Хотя примером такого искусства может быть Ирина Нахова (представляла Россию на биеннале в 2015 году – прим. TANR). Во-вторых, павильон имеет сложную архитектуру, и там, чтобы все это собрать, нужен художник, который умеет делать тотальные инсталляции, работать с разными уровнями и пространством.

Я думаю, что Семен Михайловский сделает что-то в духе выставок «Актуальная Россия», что-то академическое по форме и националистическое по содержанию.


Саша Обухова, искусствовед, куратор архива Музея современного искусства «Гараж»:

— Я бы хотела, чтобы это была группировка ЗИП, мне кажется, Венеции они к лицу, они ее очень украсили бы. Кого выберет Семен Михайловский, я не знаю, это очень трудно предсказуемо. Может быть, какого-нибудь классициста, наподобие Алексея Беляева-Гинтовта.


Игорь Маркин, основатель первого российского частного музея современного искусства Art4.ru (сейчас Art4):

— Я хочу видеть Ольгу Солдатову, потому что это сейчас выглядит современно и свежо, и Данилу Полякова, потому что он безумец и тоже современный, это было бы очень здорово для первого этажа. Там большие залы, и одного человека нам на все это здание не найти, у нас нет такого масштабного художника на сегодняшний день. Еще там бы хорошо смотрелся Дмитрий Гутов (вместе с Евгением Ассом и Вадимом Фишкиным участвовал в российском проекте на Венецианской биеннале 1995 года – прим. TANR), я бы поместил его и Ольгу Солдатову наверх, а внизу рисунки Леонида Цхэ и Данилу Полякова.

Семен Михайловский, возможно, возьмет Цхэ, он же питерский, ректор академии, — было бы логичным взять кого-то оттуда. Только питерские все выглядят несовременно, а вот Цхэ как раз достаточно свежо смотрится на мировой сцене. Гутова Михайловский тоже может взять, потому что это звезда от нас, Цхэ-то неизвестен.


Ольга Кабанова, арт-критик, журналист:

— На мой взгляд, надо подчеркнуть, что мы часть арт-мира. Идеален был бы Владислав Мамышев-Монро, но, боюсь, это невозможно. Могу предложить куратора, а не художника, пусть куратор все продумает и рассчитает. Куратором вижу Елену Селину [от участия в опросе отказалась].

Мысленно конструировать ход мыслей Семена Михайловского — опасное занятие. Увольте.


Андрей Ерофеев, искусствовед, куратор:

— Я бы выставил в Российском павильоне Венецианской биеннале две пары художников: группу «Синий Суп»Романа Мокрова и Петра ПавленскогоДарью Серенко. Мне кажется, что именно так, в парах, представляющих две крайности жанра, живет наше актуальное искусство. А Семен Михайловский, наверное, возьмет не крайности, а нечто среднее, «ни рыбу ни мясо», что-то успокоившееся, залегшее в тихую заводь, типа Елены Ковылиной.


Алексей Новоселов, руководитель выставочного отдела MMOMA:

— К сожалению, мне неизвестно, кого из художников выберет Семен Михайловский, но выражу надежду, что это не будет групповой проект и что наконец-то павильон будет представлять молодой художник. У нас есть молодые художники, которые готовы и могут работать в рамках такого масштабного проекта, — примером тому могут служить персональные выставки, которые прошли, например, и в MMOMA. Очень важно дать такую возможность молодому искусству.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+