18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Козни египетские

№49
Материал из газеты

Продажу древней скульптуры сочли столь возмутительной, что провинциальный музей лишился господдержки

Нортгемптонский музей все-таки приступает к намеченному расширению площадей, несмотря на скандал, вызванный продажей древнеегипетской статуи писца Сехем-Ка из его коллекции, и резкую критику в профессиональных кругах. Музей, расположенный в регионе Ист-Мидлендс в графстве Нортгемптоншир, закроется в феврале 2017 года и возобновит работу после завершения первого этапа реконструкции в сентябре 2018-го.

Прекрасно сохранившаяся статуя царского писца Сехем-Ка, жившего примерно в 2400–2300 годах до н. э., была подарена музею маркизом Нортгемптонским приблизительно в 1880 году и до сих пор считалась главной жемчужиной его собрания. Но в июле 2014 года местные власти выставили скульптуру на аукцион Christie’s, чтобы собрать средства для расширения музея. Писец ушел с молотка за £15,8 млн — сумму, рекордную для древнеегипетского памятника. При этом нынешний лорд Нортгемп­тонский получил 45% от выручки. В итоге, за вычетом комиссии аукционного дома, осталось £7,7 млн, которые и отправили на музейный счет.

Однако продажа Сехем-Ка явилась нарушением политики Художественного совета Англии, определяющего план государственного финансирования музейных институций. Совет счет неэтичным продажу экспонатов в целях фандрайзинга, разве что в исключительных случаях — но и тогда следовало бы сначала предложить их другим музеям, и только в последнюю очередь — частным коллекционерам. В наказание Нортгемптонский музей был оставлен без госфинансирования уже через месяц после аукциона. Затем утратил право на получение грантов Фонда лотереи «Культурное наследие». Ассоциация музеев Великобритании лишила Нортгемптон членства, а Художественный фонд заявил, что больше не примет от него заявок на гранты.

Несмотря на то что Нортгемптон попал в положение изгоя, совет города не стал отказываться от давно назревшего расширения музея и его картинной галереи. Правда, первоначально это был единовременный проект с бюджетом в £14 млн, но из-за скандала и санкций, связанных со статуей Сехем-Ка, перепланировку музейного пространства решено проводить в два этапа.

Первая стадия стоимостью £6,7 млн будет осуществлена на средства от продажи скульптуры. Вторая, стоимость которой составляет £8 млн, начнется в 2020 году и, по словам Анны Кинг, представительницы городского совета Нортгемптона, будет финансироваться за счет «спонсорской помощи, фандрайзинга и... выделяющих гранты фондов».

Надо сказать, с учетом вышеизложенных обстоятельств это весьма оптимистичный план, ведь лишение аккредитации Художественного совета продлится не менее пяти лет, так что Нортгемптон не сможет рассчитывать на новые гранты до конца 2019 года. И даже если музей потом сразу восстановят в правах (что маловероятно), у местных властей останется всего год, чтобы собрать средства, необходимые для начала второго этапа работ.

Тем временем статуя Сехем-Ка, один из лучших дошедших до нашего времени портретов Древнего царства, была вывезена из Великобритании неизвестным коллекционером в апреле 2016 года — едва истек срок последнего запрета британского Минкульта.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+