18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ошибка Акакия Акакиевича

№49
Материал из газеты

На выставке «Музейный детектив» в Иоанновском равелине Петропавловской крепости(Музей истории Санкт-Петербурга) показывают примеры нестандартных атрибуций. Самая интересная связана с портретом кисти Ивана Крамского

Выставка «Музейный детектив» в филиале Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб) состоит из 24 экспонатов: картин, графических листов, произведений прикладного искусства и бытовых предметов. По каждому проведена исследовательская работа научных сотрудников и хранителей. Процесс установления авторства, изображенного места, а иногда и назначения того или иного предмета музейщики сравнили с работой детективов.

Главным экспонатом стал портрет великого князя Владимира Александровича, написанный Иваном Крамским в 1885 году по заказу государственного секретаря Александра Половцева для собственного собрания. В истории обретения имени автора портрета замешана судьба его нынешнего владельца, точнее, его предшественников.

Музей истории Санкт-Петербурга считает датой своего основания 1908 год, когда художник и критик Александр Бенуа и его товарищи, обеспокоенные варварской капиталистической застройкой российской столицы, создали Музей старого Петербурга. Собирали среди прочего архитектурные детали домов, шедших под снос. Кстати, нынешние активисты сохранения наследия используют тексты Бенуа: поправки на время не требуются.

После революции в Аничковом дворце был создан музей урбанистики, названный Музеем города. В него вошло как собранное Бенуа, так и национализированное прикладное искусство из дворянских особняков и императорского дворца. В 1928 году Музей города закрыли, искусство распродали через Всероссийский экспортный фонд. Он стал первым в Ленинграде репрессированным музеем, на 20 лет раньше Музея блокады. Иногда в ГМИ СПб звонят, предлагают купить вещи с его старыми клеймами.

К счастью, сохранилась архитектурная графика, например гравюры Пиранези. Этот фонд стал основой Музея истории и развития Ленинграда, созданного в 1938 году. Но только на рубеже 1950–1960-х годов его собрание получило половину Петропавловской крепости. Быстрыми, насколько было возможно в то время, темпами музей начал восстанавливать историческую и бытовую коллекции. Именно тогда из Эрмитажа поступил, как не особо ценный, портрет великого князя Владимира Александровича кисти неизвестного художника. Не будь потребности в пополнении фондов музея истории города, еще неизвестно, стал бы кто-либо им интересоваться.

Несколько лет назад сотрудники ГМИ СПб обратили внимание, что среди старых открыток, изданных Общиной Святой Евгении, есть репродукция похожего портрета с указанием автора и местонахождения: «Иван Крамской, Романовская галерея Зимнего дворца». Художник обычно подписывал свои работы, но бывали исключения.

Из воспоминаний Половцева известно, что великий князь позировал Крамскому. Известно также, что в 1910 году наследники Половцева передали в Эрмитаж его коллекции. Дальнейшая цепочка перемещений портрета могла выглядеть так: после революции он попал в Музейный фонд, оттуда ненадолго в Русский музей, потом снова в Эрмитаж.

Выпадало одно важное логическое звено: забытой оказалась картина Крамского, а вернуться мог и другой портрет, пусть и очень похожий. Конечно, проводились технологические экспертизы, но требовалось документальное доказательство. На подрамнике портрета стоит нынешний инвентарный номер ГМИ СПб, два номера с литерами «ГЭ» и еще один — «7209», сделанный черной краской по холсту, без литер. Именно за него и зацепились. После долгих поисков в недрах Эрмитажа и сопоставления разных инвентарных книг была обнаружена ошибка переписчика, сделанная предположительно в 1890-е годы. В одной книге против цифр 7209 указано имя Крамского, а в следующей книге его нет.

Мелкий клерк Акакий Акакиевич, знаменитый персонаж гоголевской «Шинели», был мастером копирования. «Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты…» Однако и мастера допускают ошибки. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+