18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Ошибка Акакия Акакиевича

№49
Материал из газеты

На выставке «Музейный детектив» в Иоанновском равелине Петропавловской крепости(Музей истории Санкт-Петербурга) показывают примеры нестандартных атрибуций. Самая интересная связана с портретом кисти Ивана Крамского

Выставка «Музейный детектив» в филиале Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб) состоит из 24 экспонатов: картин, графических листов, произведений прикладного искусства и бытовых предметов. По каждому проведена исследовательская работа научных сотрудников и хранителей. Процесс установления авторства, изображенного места, а иногда и назначения того или иного предмета музейщики сравнили с работой детективов.

Главным экспонатом стал портрет великого князя Владимира Александровича, написанный Иваном Крамским в 1885 году по заказу государственного секретаря Александра Половцева для собственного собрания. В истории обретения имени автора портрета замешана судьба его нынешнего владельца, точнее, его предшественников.

Музей истории Санкт-Петербурга считает датой своего основания 1908 год, когда художник и критик Александр Бенуа и его товарищи, обеспокоенные варварской капиталистической застройкой российской столицы, создали Музей старого Петербурга. Собирали среди прочего архитектурные детали домов, шедших под снос. Кстати, нынешние активисты сохранения наследия используют тексты Бенуа: поправки на время не требуются.

После революции в Аничковом дворце был создан музей урбанистики, названный Музеем города. В него вошло как собранное Бенуа, так и национализированное прикладное искусство из дворянских особняков и императорского дворца. В 1928 году Музей города закрыли, искусство распродали через Всероссийский экспортный фонд. Он стал первым в Ленинграде репрессированным музеем, на 20 лет раньше Музея блокады. Иногда в ГМИ СПб звонят, предлагают купить вещи с его старыми клеймами.

К счастью, сохранилась архитектурная графика, например гравюры Пиранези. Этот фонд стал основой Музея истории и развития Ленинграда, созданного в 1938 году. Но только на рубеже 1950–1960-х годов его собрание получило половину Петропавловской крепости. Быстрыми, насколько было возможно в то время, темпами музей начал восстанавливать историческую и бытовую коллекции. Именно тогда из Эрмитажа поступил, как не особо ценный, портрет великого князя Владимира Александровича кисти неизвестного художника. Не будь потребности в пополнении фондов музея истории города, еще неизвестно, стал бы кто-либо им интересоваться.

Несколько лет назад сотрудники ГМИ СПб обратили внимание, что среди старых открыток, изданных Общиной Святой Евгении, есть репродукция похожего портрета с указанием автора и местонахождения: «Иван Крамской, Романовская галерея Зимнего дворца». Художник обычно подписывал свои работы, но бывали исключения.

Из воспоминаний Половцева известно, что великий князь позировал Крамскому. Известно также, что в 1910 году наследники Половцева передали в Эрмитаж его коллекции. Дальнейшая цепочка перемещений портрета могла выглядеть так: после революции он попал в Музейный фонд, оттуда ненадолго в Русский музей, потом снова в Эрмитаж.

Выпадало одно важное логическое звено: забытой оказалась картина Крамского, а вернуться мог и другой портрет, пусть и очень похожий. Конечно, проводились технологические экспертизы, но требовалось документальное доказательство. На подрамнике портрета стоит нынешний инвентарный номер ГМИ СПб, два номера с литерами «ГЭ» и еще один — «7209», сделанный черной краской по холсту, без литер. Именно за него и зацепились. После долгих поисков в недрах Эрмитажа и сопоставления разных инвентарных книг была обнаружена ошибка переписчика, сделанная предположительно в 1890-е годы. В одной книге против цифр 7209 указано имя Крамского, а в следующей книге его нет.

Мелкий клерк Акакий Акакиевич, знаменитый персонаж гоголевской «Шинели», был мастером копирования. «Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты…» Однако и мастера допускают ошибки. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+