Поначалу «Гений места» должен был открыться летом 2016 года сразу вслед за проектом «Современные русские художники — участники Венецианской биеннале. Избранное» и продолжить дискуссию, для чего городу нужен Манеж. После капитального ремонта шедевр Кваренги избавили от тяжеловесных лестниц и тотальной отделки полированной мраморной плиткой из советского метро. Модерновый вид зала, напоминающий white cube, сразу насторожил художников-традиционалистов: боялись, что их не пустят. Выставка «Гений места» вместе с простыми фотопроектами должна была успокоить пугливых авторов и сочувствующую им публику, но подготовка затянулась, и острота вопроса пропала. Тем более что Манеж анонсировал на 2017 год мегавыставку, посвященную 85-летию Союза художников.
Греки привезли около 150 произведений из трех крупнейших музеев. Это Национальная картинная галерея — Музей Александроса Сутзоса (Афины), Национальный музей современного искусства (Афины) и Государственный музей современного искусства (Салоники). К ним добавилось несколько произведений из галерей и от авторов.
Над проектом работала большая команда кураторов во главе с директорами музеев. «Гений места» построен на трех китах: диалог художников с традицией, сначала античной, а потом модернистской; отказ от традиции, например в работах представителей arte povera; отказ от самой парадигмы «традиционное — новое» в творчестве художников, активно работающих в последние десятилетия. Очень условно кураторы разделили участников выставки на три группы — художников 1930-х, 1960-х годов и новое поколение постмодернистской эпохи. Последняя маркирована как смерть идеологий (Лиотар), промышленного общества (Белл), настоящего (Бодрийяр), автора (Барт), человека (Фуко).
Хедлайнером традиционного стал Фотис Контоглу, беженец из Малой Азии, учившийся в Париже. Его картина «Греция трех миров» напоминает про античные колонны, византийскую мозаику и коллажи отцов-основателей модернизма.
Разумеется, среди шестидесятников вернисажная публика искала Янниса Кунеллиса — единственное известное ей имя из всей греческой обоймы. Классик arte povera представлен небольшим объектом «Без названия» с линейкой и парафиновой лампой. Гости со стажем нашли на выставке и работу про «черных полковников» — это картина «Июль 1967» Димостениса Коккинидиса, где изображения военных напоминают экспрессионизм петербургских «новых художников» из ранней группы Тимура Новикова.
За постмодернизм отвечает инсталляция Йоргоса Лаппаса Mappemonde. В богатом трехъязычном (русский, греческий, английский) каталоге художник настаивает на французском названии. «Карта мира» создана из танцующих и воюющих человечков, она отражает «всю историю и географию человечества». Ни больше ни меньше.
В самом дальнем углу Манежа нашлось место для 15-минутного видео Марии Пападимитриу «Зачем смотреть на зверя», показанного на 57-й Венецианской биеннале. История жизни рабочего с меховой фабрики, расположенной на границе Греции и Хорватии, оказалась интереснее и трогательнее артистической глобализации.