18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Два портрета современного Азербайджана

В Центре современного искусства Yarat в Баку параллельно проходят две выставки: звезды современного азербайджанского искусства Фаика Ахмета и Оскара Мурильо, тоже звезды, но колумбийского происхождения

Проекты двух художников формально никак не связаны между собой, но связи все равно прослеживаются: оба молоды и успешны, причем в международном масштабе; Фаик Ахмет уже дважды участвовал в Венецианской биеннале современного искусства, известен в основном благодаря работам, в которых он перерабатывает узоры традиционных ковров; Оскара Мурильо называют Жан-Мишелем Баскиа XXI века, его персональные выставки проходят по всему миру. Показ азербайджанской публике интернациональных художников и одновременно поддержка местной арт-сцены, по словам художественного директора Yarat Бьорна Гельдхофа, целенаправленная политика центра. Обе выставки, где демонстрируются работы, созданные специально для Yarat, стали результатом исследования художниками азербайджанской культуры и истории.

Фаик Ахмет концентрирует свое внимание на социальных структурах традиционных сообществ Азербайджана и представлениях о сексуальности, гендере и смерти в местной традиции. «По мере модернизации страны эти сообщества оказываются перед лицом абсолютно нового типа мышления, а более молодое поколение сталкивается с выбором между продолжением определенной традиции или уходом от нее. Сейчас общество находится на своего рода перекрестке, и это то, что интересует художника», — рассказывает Бьорн Гельдхоф, выступивший куратором выставки. Название проекта «Nə var, odur» («Что eсть, то eсть») — само по себе перефразированная поговорка, отражающая принятие действительности в том виде, в котором она существует и всегда существовала. В семи представленных работах Фаик Ахмет исследует устройство социума через ритуалы и ремесла, визуализируя некоторые аспекты общественных отношений. Предваряет выставку его «Завеса», состоящая из нескольких слоев полупрозрачной ткани, скрывающей остальные экспонаты по аналогии с тем, как в консервативной среде не принято демонстрировать и обсуждать табуированные темы. Зрителю, разумеется, предлагается пройти сквозь ткань и на эти темы поговорить. Художник изымает атрибуты обычаев и ритуалов из контекста, трансформируя их для своего исследования, как, например, в инсталляции «Самый большой», состоящей из множества ярко украшенных сахарных голов разного размера — их принято дарить на свадьбу молодоженам как символ плодородия (на что намекает фаллическая форма изделия) и разбивать после рождения первого мальчика в семье. Не обошлось и без знаменитых ковров: они на выставке представлены как физически, в работе «Девственница», так и концептуально — в видеоинсталляции «Социальная анатомия», где художник использует схематический узор ковра для организации хореографии, реконструирующей ритуалы, связанные с циклом жизни человека в социуме — от свадьбы до похорон.

Проект Оскара Мурильо Dis Place тоже отталкивается от азербайджанских реалий, но рассматривает их под другим углом — с точки зрения производственных отношений. Импульсом стало посещение художником города Шеки, и в частности шелкопрядильной фабрики, в советское время бывшей градообразующим предприятием, а сегодня сохранившей только небольшую часть производственных мощностей. Ситуация на фабрике, раньше обеспечивавшей работой около 7 тыс. человек, многие из которых после распада СССР и последовавшей за ним приватизации остались без заработка, напомнила художнику положение завода по переработке сахарного тростника в родном городе Мурильо в Колумбии. «Я думаю о местности и ее культуре, о том, как моя культура может войти в это сообщество через художественную практику. Как художник я могу предложить мост между ними», — рассказывает Мурильо.

Его проект на втором этаже центра состоит из нескольких частей: масштабные витражные структуры на окнах, которые художник создал в традиционной азербайджанской средневековой технике вместе с местными ремесленниками; развешенные под потолком на медной решетке и разложенные на полу «черные картины» — большие полотна, которые автор полностью покрывает краской; карандашная зарисовка рабочих прямо на стене — воспоминания о фабрике; и видеоинсталляция «Катализатор» — запись крутящегося волчка, символа непрекращающегося цикличного движения и неотъемлемого атрибута детства художника. Сам Оскар Мурильо описывает свой проект как «ностальгическое состояние сознания в большей степени, чем поиск конкретной точки пересечения между культурами».

Обе выставки открыты до 29 января.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
7
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+