18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Что случилось в мире искусства 9 декабря

О победителях первой Антарктической биеннале, видеопроекте Ирины Наховой в ГМИИ, мечтах паблик-арт-художников, отношении Минкультуры к самоцензуре, новом памятнике Михаилу Булгакову и почти найденном портрете кисти Густава Климта — в нашем вечернем обзоре

Памятнику Булгакову нашли место на Большой Пироговской улице в Москве. Как сообщает ТАСС, Комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме сегодня одобрила установку монумента в сквере около музея писателя. По замыслу скульптора Георгия Франгуляна фигура Михаила Булгакова будет парить над землей, оттолкнувшись от рукописей. На этих листах, служащих постаментом, поместят героев «Мастера и Маргариты», «Белой гвардии» и других произведений писателя. Напомним, что ранее памятник хотели поставить на пересечении Спиридоньевского и Большого Козихинского переулков, но этим решением были недовольны местные жители и муниципальные депутаты района.

Минкультуры не будет вырабатывать критерии самоцензуры в искусстве. Глава ведомства Владимир Мединский заявил, что этим должны заниматься деятели культуры самостоятельно. Напомним, что на прошлой неделе худрук Театра наций Евгений Миронов на совместном заседании советов по культуре, искусству и русскому языку обратил внимание Владимира Путина на попытки чиновников запрещать спектакли и выставки. В ответ президент предложил выработать критерии для произведений искусства, позволяющие определять, выходят ли они за рамки закона и оскорбляют ли чьи-либо чувства. «Это было предложение, адресованное культурному сообществу — руководителям театров, художественным деятелям. Вы хотите, чтобы министерство культуры разработало какие-то критерии самоцензуры? Нет, боже упаси. Пусть сами этим занимаются», — цитирует Мединского РИА Новости.

Паблик-арт-художники рассказали, как бы они изменили Москву, если бы их ничем не ограничивали. На эту тему TANR побеседовала с участниками международного конкурса «ЗИЛАРТ в городе», который недавно прошел в рамках II Биеннале уличного искусства «Артмоссфера». Куратор, саунд-арт-художник Сергей Касич рассказал, что с удовольствием поработал бы со стенами Кремля или Красной площадью. «Хотелось бы, чтобы с ними можно было делать все что угодно. Любой жанр, тема. Несколько дней назад я был в Лондоне. На Трафальгарской площади там нарисован гигантский рисунок мелом какого-то уличного художника, городские власти его не уничтожают. При этом присутствует обоюдная этика: и художник использует стирающиеся материалы, и власти не начинают стирать это с площади и сразу сажать автора в тюрьму», — рассказал он. О других проектах-мечтах читайте на нашем сайте.

Новый видеопроект Ирины Наховой в ГМИИ открывается завтра, 10 декабря. Выставка представительницы московского концептуализма и художницы с мировым именем состоит из семи видеоинсталляций. Работы созданы по мотивам произведений художников разных школ из собрания музея: «Дама за туалетом» Джулио Пиппи, «Грехопадение» Лукаса Кранаха Старшего, «Портрет Адриана Стевенса» Антониса ван Дейка, «Портрет старой женщины» Рембрандта, «Суета сует» Юриана ван Стрека, «Геркулес и Омфала» Франсуа Буше и «Натюрморт с атрибутами искусств» Жан-Батиста Симеона Шардена. Цель видеоинсталляций — помочь зрителю по-новому увидеть отдельное музейное произведение, замедлив время его восприятия, ведь сегодня стало очень популярно не столько вглядываться в картины, сколько просто снимать их на мобильный. По мнению куратора и соавтора проекта Елены Петровской, эта тенденция — не что иное, как желание быстрее пройти мимо, оставив вдумчивое восприятие в лучшем случае на потом. Подробнее о выставке — на нашем сайте.

Победителями первой Антарктической биеннале стали японец Се Хасигава и немец Густав Дузинг. Имена победителей и финалистов Antarctic Biennale Open Call сегодня объявил ее комиссар, художник Александр Пономарев. Уже в марте 2017 года команда из ученых, журналистов и художников выдвинется в сторону антарктических льдов, чтобы реализовать идеи победителей и целой звездной команды мировых знаменитостей (состав которых определяется художественным советом биеннале, и будет оглашен в феврале 2017 года). По завершении биеннале задокументированные проекты будут разобраны – на материке не должно остаться никаких материальных следов. Корабль пробудет во льдах 12 дней. Напомним, что конкурс, посвященный арт-освоению ледового континента, стартовал в конце лета и собрал около 500 заявок. Больше всего побывать в Антарктиде хотелось американцам: от них пришло 78 заявок. Россия по этому показателю на третьем месте: мы предложили 32 проекта, но, к сожалению, не выиграли.

Полиция вот-вот найдет «Портрет дамы» Густава Климта, украденный 20 лет назад из галереи Риччи-Одди в городе Пьяченца в Италии. Как сообщает Artnet, итальянские власти уже схватили вора, признавшегося, что 20 лет назад он украл полотно, бросив на крыше галереи его золоченую раму, и продал портрет в некую европейскую частную коллекцию. Картина была украдена в предвыставочных хлопотах, связанных с открытием: юный искусствовед Клаудиа Мага как раз тогда установила, что существующий вариант «Портрета дамы» не первая работа Густава Климта на этом холсте. Когда-то на нем была написана другая, «Молодая дама» в шляпе и боа, причем считалось, что это полотно утрачено. Выяснилось (и рентген картины подтвердил догадку), что Климт просто переделал первоначальный портрет — есть версия, что из-за несчастной любви к изображенной на нем девушке.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+