Крупные мировые бренды любят выбирать для своих кампаний альтернативные линии развития. Одни предпочитают моду, другие — кино, третьи — спорт. А вот немецкий автомобильный концерн BMW уже 40 лет славится арт-проектами и коллаборациями, количество которых давно исчисляется десятками, а география охватывает почти всю планету.
Давние партнерские отношения по линии искусства у бренда сложились с ярмаркой Paris Photo, которая в этом году прошла в 20-й раз в парижском Гран-пале. BMW Group является ее партнером уже 14 лет. В 2016 году на Paris Photo автомобильный концерн представил новых лауреатов своего проекта «Фотографическая резиденция BMW».
«Фотографическая резиденция» — это совместный проект BMW Group и дома-музея французского ученого-изобретателя Нисефора Ньепса. Проект запущен в 2011 году в целях поддержки современной фотографии и развития новых креативных пространств. Каждый год экспертное жюри из представителей концерна BMW Group, главного хранителя Дома-музея Нисефора Ньепса Франсуа Шеваля, директора выставки Paris Photo Кристофа Виcнера, директора Фотографической биеннале в Арле Сэма Стурдзе, а также значимых персон из мира фотографии (на этот раз ими стали коллекционер Эрве Динь и президент агентства l’Image par l’Image Шанталь Неджиб) выбирает одного автора, которому предоставляется право бесплатного проживания в доме-музее Ньепса и грант в €6 тыс. на реализацию художественного проекта.
В течение всего периода работы выставки в специальной зоне BMW Art & Culture под знаменитым стеклянным куполом Гран-пале гости могли познакомиться с фотографиями мексиканки Алинки Эчеверрии, прошлогоднего, пятого по счету лауреата фотопроекта BMW. Социальный антрополог по образованию, Эчеверрия преподносит зрителям важную для нее тему роли женщин в истории искусства и фотографии и, что интересно, делает это совершенно новым, интроспективным образом. Как и все участники фоторезиденции, Алинка, чтобы сделать проект, провела в доме-музее «отца современной фотографии» Нисефора Ньепса неподалеку от Шалон-сюр-Сон на востоке Франции три месяца — с сентября по ноябрь 2015 года. Все это время она изучала фотографическое пространство; учитывая размах коллекции музея (собрание постоянно пополняется и сейчас насчитывает более 3 млн фотографий и тематических объектов), изучать было что. Эчеверрия вдохновлялась личностью, историей жизни Нисефора Ньепса и, конечно, его главным открытием — гелиогравюрой, послужившей основой для современной фотографии. В своих работах она выстраивает исторические, технические и философские связи между грандиозной коллекцией музея и керамикой, используя вазу как символ женственности и вектор мифологических аллегорий, исследует различные техники воспроизведения изображений для изучения эволюции взглядов на женщину.
В 2016 году лауреатом арт-резиденции BMW стала франко-американский фотограф Дюна Варела с проектом о хрупкости фотографической среды, фоном для которого стали архивы дома-музея Ньепса. Экспозиция арт-резиденции также дополнилась монографией, выпущенной совместно с издательством Trocadéro, и фильмом Франсуа Гуазе, который приоткрывает зрителям кулисы музея и мира фотографа как творца. Кроме того, бренд BMW вдохновил еще одного художника, показанного на Paris Photo. Мексиканец Гонсало Лебрия представил серию R75/5 Toaster — 66 снимков из путешествия по Калифорнии — пейзажей, отразившихся на хромированном баке мотоцикла BMW R75/5, который за эту свою особенную деталь получил прозвище «Тостер».