18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Москве появится музей Петра Кончаловского

В квартире одного из основателей «Бубнового валета» на Большой Садовой покажут вещи из домашнего обихода Кончаловских, созданную здесь живопись художника и научат рисовать

Справка

В доме на Большой Садовой написал роман «Белая гвардия» Михаил Булгаков; здесь проходили богемные вечеринки художника Георгия Якулова, работал редактор «Золотого руна» меценат Николай Рябушинский, жили театральный художник Семен Аладжалов и династия скульпторов Рукавишниковых. Тут же жил со своей семьей и работал в мастерской Петр Кончаловский, а затем его сын Михаил. В 2014 году Музей М.А.Булгакова запустил специальный проект об истории дома № 10 и его жильцах, провел несколько выставок, а вскоре выпустит большую книгу с архивными документами, фотографиями и воспоминаниями жителей дома о квартирах, мастерских, своих гостях и соседях. В книге будет раздел, посвященный мастерской Кончаловских. Одно из интервью для него дал художник Владимир Переяславец, тот самый «полотер» с картины 1946 года.

Еще…

Музей расположится в квартире № 40 в знаменитом доме на Большой Садовой, где семья Кончаловских жила с 1910 по 1990-е годы. Он будет создан в сотрудничестве нескольких институций: Государственной Третьяковской галереи, Музея М.А.Булгакова (он находится по соседству в том же доме, в квартире № 50) и Фонда Петра Кончаловского. «Мы хотим открыть живой, действующий музей, в котором не было бы скучно, — делится планами автор идеи, директор Музея Булгакова Петр Мансилья-Круз. — Просторное окно, невероятно высокие потолки, стеклянная крыша создают фантастический свет, люди здесь должны учиться рисовать». Он добавил, что до официального открытия в мастерскую будут водить экскурсии, а пока на сайте проекта можно посмотреть интервью с жившими там после Кончаловских художниками Михаилом Тихоновым и Еленой Утенковой-Тихоновой, которые рассказывают об истории места.

«Кончаловский работал в мастерской почти каждый день, с утра до ночи. Даже во время Второй мировой он остается в Москве и продолжает активно работать, тогда же пишет знаменитого „Полотера“», — говорит Ирина Пронина, искусствовед, сотрудник Третьяковской галереи. Старый паркет, который изображен на картине, табуретка, что стоит позади натурщика, сохранились в мастерской, как и кровать, на которой лежит Всеволод Мейерхольд на портрете 1938 года. У окна стоят подлинные инструменты художника — верстак и краскотерная машина. Кончаловский любил все делать сам, начиная с красок и заканчивая подрамниками, а расставленные по мастерской инструменты включал во множество натюрмортов. Некоторые из них, предположительно, войдут в экспозицию, составив диалог с оригиналами.

После смерти художника в 1956 году студия перешла его сыну Михаилу. Уже в пожилом возрасте, когда следить за помещением стало трудно, тот перебрался на Верхнюю Масловку, оставив квартиру художникам Тихоновым. «Мы нашли здесь много интересных вещей, — говорит Елена Утенкова-Тихонова, — меловую доску Миши Кончаловского, старое Евангелие на французском, чучело крокодила, большой суриковский обитый жестью сундук, набитый нотами, переводами. Стояли еще большие плетеные корзины, с которыми, вероятно, Кончаловские путешествовали по Европе». Как сообщил газете Петр Мансилья-Круз, художники Тихоновы, передав сохраненное наследие музею, теперь обосновались в мастерской на Сретенском бульваре. Сейчас сотрудники Музея Булгакова продолжают работать над подбором экспонатов будущего музея. Экспозиция откроется для публики через два года.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+