В доме на Большой Садовой написал роман «Белая гвардия» Михаил Булгаков; здесь проходили богемные вечеринки художника Георгия Якулова, работал редактор «Золотого руна» меценат Николай Рябушинский, жили театральный художник Семен Аладжалов и династия скульпторов Рукавишниковых. Тут же жил со своей семьей и работал в мастерской Петр Кончаловский, а затем его сын Михаил. В 2014 году Музей М.А.Булгакова запустил специальный проект об истории дома № 10 и его жильцах, провел несколько выставок, а вскоре выпустит большую книгу с архивными документами, фотографиями и воспоминаниями жителей дома о квартирах, мастерских, своих гостях и соседях. В книге будет раздел, посвященный мастерской Кончаловских. Одно из интервью для него дал художник Владимир Переяславец, тот самый «полотер» с картины 1946 года.
Музей расположится в квартире № 40 в знаменитом доме на Большой Садовой, где семья Кончаловских жила с 1910 по 1990-е годы. Он будет создан в сотрудничестве нескольких институций: Государственной Третьяковской галереи, Музея М.А.Булгакова (он находится по соседству в том же доме, в квартире № 50) и Фонда Петра Кончаловского. «Мы хотим открыть живой, действующий музей, в котором не было бы скучно, — делится планами автор идеи, директор Музея Булгакова Петр Мансилья-Круз. — Просторное окно, невероятно высокие потолки, стеклянная крыша создают фантастический свет, люди здесь должны учиться рисовать». Он добавил, что до официального открытия в мастерскую будут водить экскурсии, а пока на сайте проекта можно посмотреть интервью с жившими там после Кончаловских художниками Михаилом Тихоновым и Еленой Утенковой-Тихоновой, которые рассказывают об истории места.
«Кончаловский работал в мастерской почти каждый день, с утра до ночи. Даже во время Второй мировой он остается в Москве и продолжает активно работать, тогда же пишет знаменитого „Полотера“», — говорит Ирина Пронина, искусствовед, сотрудник Третьяковской галереи. Старый паркет, который изображен на картине, табуретка, что стоит позади натурщика, сохранились в мастерской, как и кровать, на которой лежит Всеволод Мейерхольд на портрете 1938 года. У окна стоят подлинные инструменты художника — верстак и краскотерная машина. Кончаловский любил все делать сам, начиная с красок и заканчивая подрамниками, а расставленные по мастерской инструменты включал во множество натюрмортов. Некоторые из них, предположительно, войдут в экспозицию, составив диалог с оригиналами.
После смерти художника в 1956 году студия перешла его сыну Михаилу. Уже в пожилом возрасте, когда следить за помещением стало трудно, тот перебрался на Верхнюю Масловку, оставив квартиру художникам Тихоновым. «Мы нашли здесь много интересных вещей, — говорит Елена Утенкова-Тихонова, — меловую доску Миши Кончаловского, старое Евангелие на французском, чучело крокодила, большой суриковский обитый жестью сундук, набитый нотами, переводами. Стояли еще большие плетеные корзины, с которыми, вероятно, Кончаловские путешествовали по Европе». Как сообщил газете Петр Мансилья-Круз, художники Тихоновы, передав сохраненное наследие музею, теперь обосновались в мастерской на Сретенском бульваре. Сейчас сотрудники Музея Булгакова продолжают работать над подбором экспонатов будущего музея. Экспозиция откроется для публики через два года.