18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сай Твомбли. За что ругали, за то теперь и любят

№49
Материал из газеты

Ранние серии художника стали его главными хитами

Сай Твомбли (1928–2011) сегодня признан классиком послевоенного абстракционизма, и невозможно поверить, что когда-то его работы не были приняты ни критикой, ни коллегами по цеху. Конкретно речь идет о живописном цикле «Девять бесед о Коммоде» (1963), выставленном в 1964 году в галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке. Среди критиков был и минималист Дональд Джадд. «Какие-то брызги, капли и карандашные каракули, не имеющие никакого отношения к живописи», — так отозвался он тогда о работах Твомбли.

В эссе для каталога нынешней ретроспективы Твомбли в Париже директор Национальной портретной галереи в Лондоне Николас Каллинан высказывает предположение, что негативная оценка той выставки была шовинистической реакцией на экспорт искусства из «старушки Европы». Даже Кастелли, арт-дилер Твомбли, признавался, что эта серия была слишком «европеизированной и утонченной». Сегодня же «Девять бесед» ценятся именно за свою европейскую утонченность и в то же время американский напор. Не стоит забывать, что Твомбли был плоть от плоти американского послевоенного экспрессионизма, несмотря на то что позже от него дистанцировался. Серия посвящена убийству древнеримского императора Коммода в 192 году и свидетельствует об интересе Твомбли к истории Рима, куда он переехал жить в 1957 году. Интересно, что художник начал работу над ней сразу после убийства Джона Кеннеди и что во всех его работах  этого периода преобладают тревожные кроваво-красные цвета.

Теперь, спустя полвека, «Девять бесед» с двумя другими сериями Твомбли заняла главное место на выставке. Десятичастная серия «50 дней в Илиаме» (1978, Художественный музей, Филадельфия) и серия «Коронация Сесостриса» (2000, коллекция Франсуа Пино) тоже отсылают к древности: первая — к Троянской войне, вторая — к истории египетского фараона, упомянутого Геродотом. И хотя созданы они в разное время, их объединяет то, за что живопись Твомбли ценится сегодня музеями и коллекционерами, — за мощную экспрессию и одновременно утонченность. Всего на выставке 140 работ разных лет: 80 картин, 30 рисунков и 20 скульптур. 

Центр Жоржа Помпиду
Сай Твомбли

До 24 апреля 2017

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+