Накануне своего нью-йоркского дебюта ярмарка искусства TEFAF объявила о запуске программы Digital Excellence Program при поддержке нового спонсора, Invaluable. Цель проекта — помочь участникам ярмарки выйти на новую аудиторию в Сети. Большинство новых сетевых бизнес-проектов ссылается на данные «Отчета об онлайн-торговле искусством» страховой компании Hiscox, в котором говорится, что в 2015 году этот рынок вырос на 24% до $3,3 млрд, а к 2020 году, как ожидается, достигнет отметки в $9,6 млрд.
Однако интернет-рынок упирается в непреодолимое препятствие — менталитет потенциальных пользователей сервисов. Покупателей искусства старше 35 лет отпугивает невозможность физически изучить произведение и отсутствие в Сети достаточно полной информации о его качестве.
Не следует недооценивать и тот факт, что разнообразные околохудожественные мероприятия, ВИП-показы на ярмарках и вернисажи выставок, давно стали событиями не только культурной, но и светской жизни. «Мы сознаем, что одновременно являемся фигурантами как художественного процесса, так и рынка элитных товаров», — говорит директор лондонской ярмарки Lapada Миека Сывак. На рынке, где стоимость в значительной мере неосязаема, покупатели чувствуют себя спокойнее, когда имеют дело с конкретным брендом, которому можно доверять. Рейтинг самых популярных онлайн-платформ по торговле искусством, составленный Hiscox на основе опроса 672 покупателей, возглавила Christie’s Live — компания, за спиной у которой две с половиной сотни лет отнюдь не виртуальной работы.
Зато комиссионные новых сетевых аукционов весьма привлекательны: к примеру, на Paddle8/Auctionata они составляют всего 8–20%, и это в тот момент, когда именитые аукционные дома продолжают повышать свои сборы (сейчас они составляют от 12% до 25%).
Однако никакой алгоритм сетевой платформы не сможет способствовать карьерному росту художника так, как это испокон веку делают галереи. «Выстраивание карьеры художника — медленный трудоемкий процесс, который не запустить в ускоренной перемотке», — говорит генеральный директор ярмарки Art Basel Марк Шпиглер. Поэтому любой онлайн-торговец обязательно подчеркнет, что экспертной оценкой для него занимались живые люди, воочию, а не по картинке на мониторе.
Можно утверждать, что технологии уже изменили устоявшийся на художественном рынке порядок. В качестве примеров того, как меняется этот бизнес, многие приводят все более широкое использование баз данных, да и в целом распространяющийся подход к искусству как к сфере инвестирования и сопутствующие такому отношению методы. Возможно, какую-то подрывную роль сыграют усилия по привнесению прозрачности в ценовую политику.
Согласно первоначальному определению «подрывной инновации», данному Клейтоном Кристенсеном в «Дилемме инноватора», это изменения, которые, начавшись в менее привлекательном, незаметном, нижнем сегменте рынка, в итоге ниспровергают игроков, действующих на самой его вершине. Однако в художественном мире большинство сетевых начинаний, даже таких авторитетных, как Artsy — платформа для онлайн-аукционов и для галерей, — в основном занимаются привлечением уже существующих покупателей, которые приобретают искусство за пятизначные суммы и ниже.
Президент галереи Pace Марк Глимчер объясняет: «Подлинное сотрясение основ случается не усилиями предпринимателей. В художественной среде это всегда идет от художников. Все, кто ждет чего-то подрывного от Интернета, могут ждать и дальше».
Сингапуро-женевский дилер Фредерик де Сенарклен закрыл свою галерею в 2015 году и основал торговую онлайн-платформу ArtAndOnly. Официальный запуск проекта состоялся в октябре 2016 года. Стартап позиционируется как «новая и инновационная торговая площадка». Решающую роль в принятии де Сенаркленом этого решения сыграли издержки: «Я перевозил произведения искусства из Соединенных Штатов в Сингапур, а потом продавал их обратно в США». Он стремится работать с верхним сегментом рынка — сейчас на его сайте выставлена на продажу работа Дэмиена Херста «Рак кожи» (2007) стоимостью $700 тыс.
Инвестиционный банкир и коллекционер Винит Чаухан основал Arteby’s. Он стремился решить проблемы несоразмерности
цен и подлинности, прежде всего в сфере искусства Азии (на втором месте для него — старинные автомобили). Чаухан приводит в пример модель аукционов eBay и говорит, что его инновационная платформа создает рынок связанных напрямую равных игроков — этим же занимаются такие стремительно развивающиеся проекты, как Catawiki (который возглавил последний список 500 самых быстро растущих технологических проектов Technology Fast от Deloitte) и аукционный агрегатор Barneby’s. В октябре на Arteby’s прошел первый аукцион азиатского искусства, в числе его лотов было блюдо эпохи Канси (1662–1722) стоимостью $389 (на фото).
Ярмарка TEFAF объявила, что онлайн-площадка по торговле искусством Invaluable стала «ключевым спонсором» ее ярмарок в Нью-Йорке и Маастрихте. По словам главного исполнительного директора Invaluable Роба Вайсберга, его компания не стремится стать обычным спонсором, а хочет «помочь вывести в Сеть искусство и предметы коллекционирования высшего качества и продолжить работу над развитием этой области». В текущем году Invaluable также стала партнером ярмарки Accessible Art Fair, что проходит в Брюсселе и Нью-Йорке под руководством самих художников.
Немецкий предприниматель Магнус Реш разработал приложение, которое определяет автора произведения искусства, а также его стоимость. Достаточно навести камеру смартфона на произведение искусства в галерее, чтобы получить информацию о художнике, названии, технике исполнения, а также свежую статистику цен на арт-рынке. В начале 2016 года приложение было размещено в AppStore.
Выход приложения вызвал недовольство многих участников арт-рынка, в компанию Apple поступили жалобы от известных ресурсов Artfacts и Artsy, которые заявили, что часть данных в Magnus была без разрешения скопирована у них. В августе этого года приложение было удалено из AppStore, но создатель немецкого стартапа планирует доработать и запустить приложение снова.