18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Евгений Юфит

Основатель некрореализма и один из первых режиссеров «параллельного кино», скончался минувшим вечером в Петергофе на 56-м году жизни

Отец-основатель и самый известный представитель, пожалуй, самого странного и ни на что не похожего направления советского и постсоветского андерграунда, Евгений Юфит родился в 1961 году в Ленинграде. В начале 80-х годов прошлого столетия, будучи активным участником ленинградского андерграунда и подпольщиком по призванию, он стоял у истоков некрореализма — странного симбиоза кино, пластических искусств и неизбывного, весьма трепетного страха перед небытием. Точнее, так: смерть для некрореалиста не страшна — куда ужаснее затянувшийся период перехода и разложения, многими принимаемого за жизнь.

Художественный принцип некрореализма, ставшего одним из важнейших явлений советского и постсоветского нонконформизма, противопоставленный в самом названии соцреализму, концентрировал внимание на неразрывно сосуществующих реальности, жизни, бытии и некрореальности — лишенного жизни воспроизведения движений и процессов.

Сам художник в комментарии BBC по случаю открытия своей выставки в лондонской галерее Orel Art прямо называл некрореализм столкновением смерти и жизни. «То, что мы делаем, существует где-то посередине. Это территория сомнения, ассоциативной неопределенности, это искусство, которое отсылает к глубинным эмоциям. В эти фильмы нужно войти, попасть в их ритм, и тогда они затягивают», — говорил он.

«Параллельное кино», главнейшей составляющей которого и стал некрореализм, работало на стыке сюрреализма, драмы абсурда, соц-артистской пародии и того, что в перестроечные годы называлось «чернухой». Именно тогда к группе ленинградских панков присоединились лидер «Автоматических удовлетворителей» Андрей Панов. Позднее к некрореалистам примкнули Андрей Мертвый (Курмаярцев), Евгений Дебил. В середине 1980-х на созданной Юфитом киностудии «Мжалалафильм» они сняли короткометражные фильмы «Санитары-оборотни», «Вепри суицида», «Весна».

В конце 1980-х Юфит учился в экспериментальной мастерской Александра Сокурова на «Ленфильме». После этого он снимал уже полнометражные картины, самой известной из которых стала лента «Папа, умер Дед Мороз». Снятая почти официально, она даже имела минимальный клубный прокат, впрочем оставляя зрителей в полном недоумении: слишком уж странной и непривычной была некроэстетика ленинградских подпольщиков.

Впрочем, перестроечные времена с их растерянностью (одна эпоха со своей тщательно выстроенной эстетикой закончилась, другая, напоминающая сад тропок, расходящихся в разные стороны, еще не началась) и уникальным «правом на эксперимент» подняли на гребень волны многих мастеров параллельной культуры. Тогда казалось, что происходит вполне естественная смена культурных элит и ленинградские панки способны занять в новой иерархии достойное место.

Этого не произошло: слишком уж радикальным и необычным оказалось искусство Юфита и его единомышленников, искавших формы и визуальные образы не только пограничных, но и запредельных состояний. Конечно, на миру и смерть красна, однако, чем дальше в лес, тем все более очевидным становилось, что некрореализм вообще и Евгений Юфит с его страшилками в частности — не только про смерть. Некрореализм, скорее, выходил про страх чудовищной и практически невозможной жизни.

Впрочем, внутренний тремор никак не отражался на внешнем, карьерном благополучии странного, себе на уме, человека. Фильмы режиссера Евгения Юфита постоянно участвовали в кинофестивалях в Локарно, Монреале, Роттердаме, Торонто. Его ретроспективы могли украсить любой фестиваль или музейный блокбастер, где мгновенно опознавались как сугубо юфитовские. Радикальность идейно-философского посыла некрореализма нашла в его работах законченное пластическое выражение — убедительное, символически насыщенное, эмблематическое, как в знаменитых кадрах самого известного его фильма про Деда Мороза, на которых ожившие мертвяки идут по зимнему полю среди деревьев.

Живопись и графика Юфита-художника, показанные на крупных выставках по всему миру, и сейчас представлены в нью-йоркском Музее современного искусства, Государственном Русском музее и Московском музее современного искусства.

Последние годы, после больших и важных ретроспектив (особенно много шума наделала московская выставка в Ермолаевском переулке), Евгений Юфит существовал в статусе живого классика. Вчера главный некрореалист умер, так и не дождавшись Деда Мороза.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+