Министерство культуры РФ объявило конкурс концепций развития Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева, предполагающих варианты организации его экспозиционного пространства и просветительской деятельности.
Объявляя о конкурсе после добровольной отставки Ирины Коробьиной «по собственному желанию», Минкульт выбирает не только руководителя учреждения, но и путь, по которому дальше последует музей. При разработке итоговой концепции учтут идеи всех участников конкурса, максимально задействовав их профессионализм в дальнейшей жизни уникальной площадки, которой уже давно стал Музей архитектуры. Бывший теперь уже директор, кстати, еще в 2013 году предлагала проект по расширению территории архитектурных коллекций за счет музейного кластера у стен Кремля по примеру музейного городка ГМИИ им. А.С.Пушкина. Помимо увеличения выставочных пространств (МА уже давно задыхается от их недостатка), проект Коробьиной позволяет эффектно воспользоваться близостью усадьбы Талызиных на Воздвиженке, куда в 1945 году по распоряжению Вячеслава Молотова перевезли коллекции Республиканского музея русской архитектуры, к Кремлю.
Вот что предлагала Ирина Коробьина три года назад. «Достаточно взглянуть на центр Москвы с высоты птичьего полета, чтобы понять: целое созвездие музеев находится в пешей досягаемости друг от друга. От Музея архитектуры по Староваганьковскому переулку, через Знаменку, до ГМИИ им. Пушкина — 10 минут пешком. А в другую сторону, до Кремля, по подземному переходу — еще 5 минут. Прогулка по Староваганьковскому — это очень интересно, подряд идут старые московские усадьбы. Дом Пашкова, например. Многие и не подозревают, что именно в переулок обращен его парадный фасад. А рядом — дом, где жил Валентин Серов. С каждой из этих усадеб связана своя история, и такой маршрут нетрудно организовать. И логично было бы сделать если не сами усадьбы, то хотя бы их дворики, сегодня отгороженные заборами, общедоступными. Устроить в них, скажем, арт-пространства, где молодые художники и дизайнеры могли бы делать сменные городские инсталляции, создающие контрапункты в интересной прогулке от нашего музея к будущему музейному городку на Волхонке».
Кстати, победитель конкурса имеет шанс занять пост генерального директора Музея архитектуры. По крайней мере, в Минкульте об этом говорят открытым текстом. Интересно, конечно, получится, если Ирина Коробьина подаст свой проект развития и победит с ним. Узнать об этом можно будет уже в январе 2017 года после подведения итогов конкурса, состав жюри которого не разглашается.
Как бы там ни было, но такое соревнование концепций кажется беспрецедентным для музея федерального подчинения, хотя мы помним схожие кадровые стратегии у Сергея Капкова в бытность его руководителем Департамента культуры Москвы. Ну а пока исполняющей обязанности вместо Ирины Коробьиной назначена Ирина Чепкунова, нынешний замдиректора по научной работе.
Ирина Чепкунова родилась в 1958 году. Окончила Московский архитектурный институт в 1980 году. Кандидат искусствоведения. Работает в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В.Щусева с 1981 года. Область научных интересов — история архитектуры 1920–1930-х годов. Участвовала в подготовке и проведении выставок в России и за рубежом. Среди них — «Советская архитектура 1917–1978» (Хельсинки, Стокгольм, Амстердам, 1988–1989), «М.Гинзбург: поиски стиля» (Москва, 1993), «Пять башен Москвы» (Брюссель, Москва, 2005), «Архитектор М.П.Коржев. Авангард и ландшафт» (Москва, 2007). Автор публикаций по архитектуре русского авангарда 1920-х годов, истории клубного строительства этого времени, сохранению наследия конструктивизма.