18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Десятая юбилейная Премия Кандинского назвала победителей

Андрей Кузькин, Таус Махачева и Виктор Мизиано стали лауреатами этого года

В этом году Премии Кандинского, одной из самых важных российских наград в области современного искусства, исполняется десять лет. Все эти годы она сохраняла свою основную миссию: развитие российского современного искусства, укрепление его позиций на мировой сцене, выявление новых, интересных проектов и художников, определение основных тенденций художественного процесса, влияние на его культурно-эстетическое содержание и вовлечение в него новых действующих лиц.

Номинация «Научная работа. История и теория современного искусства», появившаяся всего два года назад, оказалась единственным разделом Премии Кандинского с участием представителей других стран. Международный статус ее подтвержден лишь относительно — победой Виктора Мизиано, удостоенного за текст альбома-монографии «Виноградов и Дубосарский», выпущенного издательством «Авангард».

Его не менее легендарный коллега критик Андрей Ковалев объяснил особенности стиля Мизиано: «Тексты главреда „Художественного журнала“ Виктора Мизиано пересыпаны максимами Жана Бодрийяра и других любомудров современности. Но и они выглядят уместными в таком заведомо просветительском контексте. Особенно следует отметить точные и изощренные описания конкретных работ — жанр достаточно необычный для этого автора, наклонного, скорее, к абстрактному теоретизированию».

Победа в номинации «Молодой художник. Проект года» досталась Таус Махачевой за видеодокументацию перформанса, исполненного персонажем-супергероем (альтер эго художницы), вырезок из газет и скульптуры «Без названия — 2». TANR писала о творчестве Махачевой как удачном примере международной карьеры постсоветского художника, интегрированного в интернациональный контекст, а также подробно рецензировала ее «художественно-цирковой» перформанс на последней Московской международной биеннале.

В номинации «Проект года» премии удостоен Андрей Кузькин, подобно Махачевой ставший героем последней Московской биеннале (оба они, кстати, вместе с другими номинантами нынешнего «Кандинского» вошли в рейтинг самых перспективных молодых художников нашей газеты). Именно акция Кузькина с воздушными шариками встречала посетителей ВДНХ и задавала им дискуссионно-исследовательское настроение. Но победил Кузькин с проектом «Право на жизнь», существующим в трех вариантах: выставка, книга и сама жизнь художника с тщательно отобранными событиями, выстроенными в хронологической последовательности.

Состав жюри X Премии Кандинского

Международное жюри X Премии Кандинского. Номинации «Проект года» и «Молодой художник. Проект года»:

Екатерина Бобринская — доктор искусствоведения, заведующая сектором русского искусства Нового и Новейшего времени Государственного института искусствознания (Москва, Россия);

Яра Бубнова — куратор, критик, директор Института современного искусства в Софии, заместитель директора Национальной галереи в Софии (София, Болгария);

Марина Лошак — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (Москва, Россия);

Ольга Свиблова — доктор философии, директор Мультимедиа Арт Музея/музея «Московский дом фотографии» (Москва, Россия);

Зельфира Трегулова — генеральный директор Государственной Третьяковской галереи (Москва, Россия);

Мария Цанцаноглу — директор Государственного музея современного искусства в Салониках (Салоники, Греция);

Василий Церетели — исполнительный директор Московского музея современного искусства (Москва, Россия).

Жюри X Премии Кандинского. Номинация «Научная работа. История и теория современного искусства»:

Екатерина Андреева — кандидат искусствоведения, доктор философских наук, ведущий сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея (Санкт-Петербург, Россия);

Екатерина Бобринская — доктор искусствоведения, заведующая сектором русского искусства Нового и Новейшего времени Государственного института искусствознания (Москва, Россия);

Екатерина Вязова — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания (Москва, Россия);

Елена Петровская — кандидат философских наук, заведующая сектором эстетики Института философии Российской академии наук (Москва, Россия);

Александр Якимович — доктор искусствоведения, критик, действительный член (академик) Российской академии художеств, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (Москва, Россия).

Размер призового фонда в 2016 году остался неизменным: 1,8 млн руб. за победу в номинации «Проект года», 450 тыс. руб. за победу в номинации «Молодой художник. Проект года» и публикация в рамках издательской программы BREUS Publishing на русском или английском языке за победу в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+