В этом году Премии Кандинского, одной из самых важных российских наград в области современного искусства, исполняется десять лет. Все эти годы она сохраняла свою основную миссию: развитие российского современного искусства, укрепление его позиций на мировой сцене, выявление новых, интересных проектов и художников, определение основных тенденций художественного процесса, влияние на его культурно-эстетическое содержание и вовлечение в него новых действующих лиц.
Номинация «Научная работа. История и теория современного искусства», появившаяся всего два года назад, оказалась единственным разделом Премии Кандинского с участием представителей других стран. Международный статус ее подтвержден лишь относительно — победой Виктора Мизиано, удостоенного за текст альбома-монографии «Виноградов и Дубосарский», выпущенного издательством «Авангард».
Его не менее легендарный коллега критик Андрей Ковалев объяснил особенности стиля Мизиано: «Тексты главреда „Художественного журнала“ Виктора Мизиано пересыпаны максимами Жана Бодрийяра и других любомудров современности. Но и они выглядят уместными в таком заведомо просветительском контексте. Особенно следует отметить точные и изощренные описания конкретных работ — жанр достаточно необычный для этого автора, наклонного, скорее, к абстрактному теоретизированию».
Победа в номинации «Молодой художник. Проект года» досталась Таус Махачевой за видеодокументацию перформанса, исполненного персонажем-супергероем (альтер эго художницы), вырезок из газет и скульптуры «Без названия — 2». TANR писала о творчестве Махачевой как удачном примере международной карьеры постсоветского художника, интегрированного в интернациональный контекст, а также подробно рецензировала ее «художественно-цирковой» перформанс на последней Московской международной биеннале.
В номинации «Проект года» премии удостоен Андрей Кузькин, подобно Махачевой ставший героем последней Московской биеннале (оба они, кстати, вместе с другими номинантами нынешнего «Кандинского» вошли в рейтинг самых перспективных молодых художников нашей газеты). Именно акция Кузькина с воздушными шариками встречала посетителей ВДНХ и задавала им дискуссионно-исследовательское настроение. Но победил Кузькин с проектом «Право на жизнь», существующим в трех вариантах: выставка, книга и сама жизнь художника с тщательно отобранными событиями, выстроенными в хронологической последовательности.
Международное жюри X Премии Кандинского. Номинации «Проект года» и «Молодой художник. Проект года»:
Екатерина Бобринская — доктор искусствоведения, заведующая сектором русского искусства Нового и Новейшего времени Государственного института искусствознания (Москва, Россия);
Яра Бубнова — куратор, критик, директор Института современного искусства в Софии, заместитель директора Национальной галереи в Софии (София, Болгария);
Марина Лошак — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (Москва, Россия);
Ольга Свиблова — доктор философии, директор Мультимедиа Арт Музея/музея «Московский дом фотографии» (Москва, Россия);
Зельфира Трегулова — генеральный директор Государственной Третьяковской галереи (Москва, Россия);
Мария Цанцаноглу — директор Государственного музея современного искусства в Салониках (Салоники, Греция);
Василий Церетели — исполнительный директор Московского музея современного искусства (Москва, Россия).
Жюри X Премии Кандинского. Номинация «Научная работа. История и теория современного искусства»:
Екатерина Андреева — кандидат искусствоведения, доктор философских наук, ведущий сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея (Санкт-Петербург, Россия);
Екатерина Бобринская — доктор искусствоведения, заведующая сектором русского искусства Нового и Новейшего времени Государственного института искусствознания (Москва, Россия);
Екатерина Вязова — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания (Москва, Россия);
Елена Петровская — кандидат философских наук, заведующая сектором эстетики Института философии Российской академии наук (Москва, Россия);
Александр Якимович — доктор искусствоведения, критик, действительный член (академик) Российской академии художеств, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (Москва, Россия).
Размер призового фонда в 2016 году остался неизменным: 1,8 млн руб. за победу в номинации «Проект года», 450 тыс. руб. за победу в номинации «Молодой художник. Проект года» и публикация в рамках издательской программы BREUS Publishing на русском или английском языке за победу в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства».