18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Точный и спасающий глаз: биография Макса Фридлендера

Биографическое исследование Саймона Элсона вписано в исторический контекст эмансипации (освобождение от ограничений в правах) прусских евреев. Семья Макса Якоба Фридлендера (1867–1958) занималась ювелирным делом, превратившись со временем в поставщика императорского двора. Сам Макс Якоб, «несмотря на еврейское происхождение, стал не заурядным прусским госслужащим, что для 1900 года было бы тоже исключительно, но директором музея». Вообще-то Фридлендер собственное еврейство во внимание не принимал. Когда группа зажиточных иудеев — любителей искусства замыслила создать частный еврейский музей, он выразил «сомнения» в целесообразности этого предприятия. Элсон описывает этот случай как пример «осмотрительной реакции прусского чиновника еврейского происхождения, не желающего быть публично связанным с „еврейскими делами“». Эпоха деятельности Фридлендера относится к золотому веку берлинских музеев. Он заведовал Гравюрным кабинетом на протяжении 22 лет и еще почти столько же прослужил в должности заместителя директора, а затем и директора Картинной галереи.

Спокойная жизнь и карьера его прервались с приходом к власти нацистов; он был уволен и в 1939 году эмигрировал, правда не достаточно далеко — в оккупированную уже через год Голландию. Распоряжением Германа Геринга (главного грабителя художественных коллекций и ценителя знаточеских талантов Фридлендера) он был защищен от ареста и депортации («еврея Фридлендера не трогать»), поскольку нацистам требовались его знания. Дилеры, работавшие на Третий рейх, регулярно посещали его в Амстердаме. Ученому повезло: он пережил войну — и после никогда не вспоминал о своем драматическом положении в то время. Лишь однажды Фридлендер заметил: «В оккупации, находясь в опасности из-за своей „неправильной национальности“, я выжил благодаря знаниям и счастливому стечению обстоятельств».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+