18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Юбилейная X Премия Кандинского: как это было

Одну из главных в стране художественных наград вручили аскетично — как и в прошлом году

Торжественная церемония традиционно прошла в бывшем кинотеатре «Ударник», гости разместились в фойе по соседству с выставкой работ и книг, вошедших в шорт-лист. Приветственную речь произносил учредитель премии, меценат и коллекционер Шалва Бреус. Он отметил, что итоги подводить пока рано, и отдельно подчеркнул важность принципа самовыдвижения номинантов, сокращающего дистанцию между художником и наградой. Среди особенностей премии он назвал наличие «плавающей номинации», которую меняют в зависимости от того, какое направление в искусстве нуждается в большей поддержке. Раньше это была номинация «Проект года. Media art», теперь ее место заняла «Научная работа. Теория и история современного искусства», а в будущем может появиться что-то еще. Свое выступление Шалва Бреус завершил напоминанием о важности кооперации, которую он проиллюстрировал примером церемонии 2013 года. Тогда гостей в зале на втором этаже накрыли огромным белым полотнищем, выбраться из-под которого можно было только всем вместе. «Мне кажется, крайне важно, не поступившись своей личной свободой, организовываться с миром вокруг нас, вне зависимости от пола, возраста, эстетических пристрастий. Только в этом случае мы сможем выбраться из-под накрывшей нас ткани на свет божий. И пусть при этом кипят страсти», — сказал он.

Первым премию вручали победителю в самой молодой номинации — «Научная работа. Теория и история современного искусства», награда в которой — издание труда на русском или английском языке. Победила в ней книга Виктора Мизиано «Виноградов и Дубосарский», посвященная творчеству художественного дуэта и, по словам автора, собранная из «текстов, написанных на протяжении многих лет, что я лично прожил с этими художниками рядом». Вручала награду Екатерина Бобринская, заведующая отделом русского искусства Нового и Новейшего времени Государственного института искусствознания, указавшая на сложность ситуации, в которой работает исследователь современного искусства, он «находится в состоянии абсолютной турбулентности, ему не на что опираться — это самая рискованная часть профессии искусствоведа». Сам победитель заявил, что испытывает смешанные чувства, потому что «последние 15 лет дня не прожил без того, чтобы не ругать премии», но в то же время «был бы лицемером, если бы не признал, что я очень люблю их получать». Впрочем, отметил он и важность номинации в области научных исследований.

В комментарии нашей газете Виктор Мизиано пояснил свою позицию: «Раньше в Премии Кандинского мне не нравилась ставка на успех, на зрелищное мероприятие и вера в то, что некий рейтинг звезд может вывести русское искусство к мировой славе, к расцвету. На самом деле все намного сложнее, и жизнь и искусство связаны в большей степени с идеей, с интеллектуальным напряжением, с очень многими вещами, которые упаковать в премию невозможно. Но, чем больше она будет тянуться к этим вещам через книгоиздательство, через фонд BREUS, через поощрение исследовательских работ, тем больше институт премии будет приближаться к какой-то современной институции».

Следующей вручали награду в номинации «Молодой художник. Проект года», где победила работа «Без названия — 2» Супер Таус — героического альтер эго художницы Таус Махачевой. В рамках проекта Супер Таус искала подходящее место для памятника Марии Коркмасовой и Хамисат Абдулаевой — смотрительницам, своими силами предотвратившим похищение картины Александра Родченко из дагестанского музея. Эрик Булатов, вручивший премию молодой художнице, пожелал ей «пройти весь свой путь достойно до самого конца». Супер Таус поблагодарила всех причастных к премии и созданию ее работы и заявила о важности отклика на художественную деятельность.

«Это какая-то жизненная практика, что я захотела поставить памятник смотрительницам, спасшим полотно Родченко, — добавила она в комментарии TANR. — Мне кажется, это такое узнавание их усилий в том числе. Творческих планов у меня нет, я собираюсь вернуться домой, продолжить работу в детском садике. Деньги (награда в этой номинации составляет 450 тыс. руб. — TANR) потрачу на ремонт дома в горах. Как обычно: дети, муж, скотина. Если Таус Махачева попросит подменить себя на каких-то выставках, я, может, и поучаствую, но пока нет. Пока у супергероя планы на жизнь».

Последним награждали «Проект года», им стала выставка Андрея Кузькина «Право на жизнь», где художник собрал все ранее созданные им произведения в виде фото- и видеодокументации. «В „Праве на жизнь“ есть несколько смыслов, — рассказал нам лауреат. — Первый, естественно, общечеловеческий. А второй: имеет ли право на жизнь такой род искусства в наше время, в нашей стране, в сообществе? Это вопрос. Наверное, если дали премию, значит, имеет».

Директор Государственного музея современного искусства в Салониках (Салоники, Греция) Мария Цанцаноглу, вручавшая премию, подчеркнула, что на этот раз выбор победителя для жюри был сложнее, чем в последние годы, во многом потому, что в конкурсе участвовало много молодых художников. Победитель, помимо организаторов и жюри премии, а также всех участвовавших в создании его проекта, в лучших традициях поблагодарил родителей, прививших ему представления о том, что «жизнь и искусство слиты воедино».

Награда в номинации составляет 1,8 млн руб. «Деньги, конечно, пригодятся, — сообщил нам художник. — Я живу на 25 тыс. руб. в месяц, это довольно мало, и этого не хватает, чтобы производить искусство. Деньги уйдут на следующие работы. Все вбухивать в один проект в моем случае неразумно, я буду искать спонсоров для больших проектов. На большой проект нужен примерно 1 млн руб., и я не готов премиальные деньги вкладывать в него. Я сейчас сделал нематериальную выставку, а теперь хотел бы сделать материальную: собрать все работы из хлеба за все время и сделать одну большую инсталляцию, добавить несколько новых работ и устроить большую полноценную выставку скульптуры из хлеба. Продолжается проект „Явление природы“: проведено 47 акций, а надо было 99».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+