18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Привидение. Дикое, но симпатичное

№49
Материал из газеты

Под пером кладбищенского историка. Куратор Музея Виктории и Альберта раскрывает тайну маркиза д'Уази, монаха, актера и мебельщика

У Джулиана Литтена есть не только завидный кураторский стаж в Музее Виктории и Альберта, но еще и прозвище «кладбищенский историк», возникшее из-за его навязчивого интереса к теме смерти и странным покойникам. Вот и нынешний очерк выглядит попыткой упокоить с миром одно личное привидение Литтена, преследующее его со времен, когда он, еще будучи впечатлительным подростком, впервые открыл для себя великолепие церкви в Такстеде в графстве Эссекс.

В истории английского католицизма начала XX века Такстед занимает особое место благодаря Конраду Ноэлу, местному викарию с 1910 до 1942 год. Возможно, Ноэл был святым, и уж точно мечтателем; вокруг себя он собрал кружок таких же одаренных чудиков, среди которых самым странным и наиболее одаренным был герой Литтена. «Кладбищенский историк» рассказывает так до конца и не разгаданную биографию человека, известного как маркиз д’Уази. Настоящее имя его героя — Амброз Томас (1881–1959); рожденный и умерший католиком, большую часть жизни он заигрывал с разными экзотическими формами англиканства. Побывал монахом. Подвизался в актерстве, площадного такого толка, а еще мастерил всякую утварь для домашнего и богослужебного обихода. Окруженный покровителями, он тем не менее вечно был по уши в долгах; намеки на его аристократических предков оказались выдумкой. Литтена заинтересовала сделанная им мебель (приведенные в книге иллюстрации передают ее старомодное очарование). С нее-то все и началось. Сэр Рой Стронг пишет в предисловии: «Я понимаю восхищение автора этим ускользающим эксцентричным персонажем… словно бы сошедшим со страниц писем барона Корво». Знавшие Ноэла вспоминают о его кружке как об обществе людей, счастливых своей долей, а очерк Литтена — дань великодушия фрику, мало интересного большинству. Однако именно эта обаятельная этнография пробудила мое желание вновь посетить Такстед и даже совершить паломничество к могиле маркиза в Грейт-Данмоу.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+