Историк кино Михаил Трофименков и Дмитрий Ликин, куратор художественной части выставки «Время кино», разложили пасьянс из советских кинофильмов и произведений отечественных художников. В их пасьянсе пять мастей: «Время энтузиазма», «Время пропаганды», «Время хрупкости/надежд и потерь», «Время без времени» и «Время хаоса и поиска». Тузами здесь работают культовые фильмы — «Веселые ребята», «Кубанские казаки», «Девять дней одного года», «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», «Маленькая Вера». Зритель может посмотреть их в отрывках, а также промороликах и трейлерах. Сейчас кино непредставимо без этих спецматериалов, а когда-то достаточно было имен звездных актеров.
Выбор Трофименкова выглядит обоснованным, за исключением «Обломова». Для застойных времен просится другой михалковский фильм — «Неоконченная пьеса для механического пианино», — по нынешним меркам излишне пафосный, но пронзительный и жесткий.
К тузам полагается выложить всю масть из произведений современных художников, и куратор предлагает широкий спектр — от Ильи Кабакова, Дмитрия Гутова, Ани Желудь до Анны Потоцкой и Григория Сельского, недавних выпускников Школы Родченко.
В таком подборе возможны разные расклады, но раз предлагается и зрителю находить эмоциональные и смысловые параллели, то возникают вопросы. Может, не следовало выкладывать вслед «Обломову» из безвременья яркий «Лозунг-1977» целеустремленной группы «Коллективные действия». Куда предпочтительнее он выглядел бы рядом с «Девятью днями одного года» с их позитивным месседжем.
Так же «Исламский проект» группы AES+F просится вслед за пропагандистскими «Кубанскими казаками», а не за «Маленькой Верой» из времен хаоса. Поп-артовские картины Александра Виноградова и Владимира Дубосарского интересны рядом с энтузиастичными «Веселыми ребятами». Над всеми же временами должна возвышаться картина Ильи Кабакова «Чей это ковшик?». В этой фразе спрятаны все русские вопросы.
Галерея РОСИЗО, ВДНХ
Время кино
До 29 января 2017