18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дядя Коля

№5
Материал из газеты

С любовью о главной российской художественной деревне, где обосновалсяотец русского ленд-арта Николай Полисский

Николай Полисский — большой художник, делающий всем понятное русское современное искусство; о нем написано много восторженных слов. Но признание мало чем помогает: ни денег, ни наград — только опасность не устоять на своем месте.

Полисский нашел свое место в искусстве. Деревня Никола-Ленивец Калужской области стала его художнической родиной, источником идей, сферой приложения сил, пьедесталом почета, объектом, мастерской, музеем — всем. Без своего места в искусстве Полисский теперь как художник существовать не может.

Он много делал и надеется еще сделать что-то за пределами своей территории, обозначенной неровными рядами кривых столбов с нелепыми воинственными завершениями («Границы империи», 2007). Но работа для других мест — отхожий промысел Полисского и его помощников, которые зовут его дядей Колей. Что бы ни было сделано на стороне, получится одиноким без поддержки других произведений того же автора, леса, горизонта, крутого склона, поворота реки Угры, где стоит одно из ранних и лучших местных сооружений — плетеный «Маяк» (2004), часть нежнейшего и задушевного пейзажа нашей, здесь совершенно прекрасной, Родины.

До Никола-Ленивца Полисский уже был художником-живописцем, и довольно долго, до 40 лет, но его митьковское прошлое теперь мало кого интересует. «Митьки» остались исключительно питерским художественным объединением, чья слава уже 20 лет как померкла. Полисский же — действующая, сияющая звезда российского современного искусства. О нем написали все, кто пишет про наше contemporary art, и еще некоторые из тех, что просто пишет. Писали без критики, часто с обожанием, иногда довольно бестолковым — от чувств. Потому что сделанное Полисским абсолютно национально и очень культурно, то есть при всей своей новизне глубоко вписывается в нашу традицию. Он истинный почвенник. Полисский никола-ленивецкого периода понравился всем и сразу, с первого выступления — двух сотен снеговиков, слепленных местными жителями по устному эскизу художника и до своего мокрого естественного конца воинами простоявших на Угре («Снеговики», 2000). В первой же работе была проявлена и предъявлена художническая кротость, никакой традиционной романтической гордыни и претензий «на века». Естественные материалы — снег, дерево, сено — естественно уйдут в землю, растворятся в почве. Даже ржавый металлолом «Жар-птицы» (2008) — монументальной двуглавой курицы-печки, фейерверком воспламеняющейся при поджоге, — кажется естественной частью среднерусского пейзажа.

Деревенские жители, превратившиеся в артель «Никола-Ленивецкие промыслы», как не раз подчеркивал Полисский, разумеется, являются соавторами художника, а не только исполнителями. Но, что делать, вспоминается тут еще один традиционный сюжет: про барина-помещика, чудящего в своем имении, понастроившего версалей и ампиров, понаставившего статуй и превратившего селян в артистов. Полисский с крестьянами по-деревенски воспроизводит древние и классические архитектурные формы: зиккурат, акведук, контрфорс, башни, колоннады.

Последняя, этого лета, инсталляция — деревянная кружевная полусфера «Вселенский разум», чья торжественность артикулирована линиями деревянных же колонн с диковинными наконечниками (пластически связанными с «Границами империи»). Их можно принять за останки выродившейся усадебной аллеи, ведущей к дому. Полисский, правда, говорит, что это антенны, улавливающие сигналы из космоса. Во «Вселенском разуме» объединились два направления его творчества — архитектурно- и научноориентированные. Писать «научно- и архитектурнопародийные» не хочется, хотя и это верно. Но все же неопримитивизм искренне воспроизводит народное сознание и ни над чем не глумится.

Деревянный «Большой адронный коллайдер» (2009), сделанный для выставки в Люксембурге, и ракета «Байконур» (2004), сплетенная для выставки в Третьяковской галерее, — главные представители научного направления. Они тоже очень русские-народные, но лучшее у Полисского все же накрепко стоит на никола-ленивецкой земле и напоминает о руинах аркадии помещичьей жизни.

Руссколитературные ассоциации мешают называть объекты и скульптуру Полисского американцами придуманным определением ленд-арт, ведь оно не подразумевает никаких особых отношений авторов «земляного искусства» с его исполнителями или национальной традицией. А ярко выраженная национальность — одно из главных качеств произведений Полисского. Об этом лучше всего написал в 2010 году в журнале «Артхроника» главный кремлевский идеолог (теперь бывший), в силу своей профессии народ не идеализирующий.

Неожиданное покровительство ничего особенного Полисскому не дало. Однажды только денег по просьбе на проект подкинули, но неохотно и намекнули: впредь не беспокоить. Зато представителям прогрессивного современного искусствознания, традиционно заседающим в жюри двух национальных премий, высокий привет дал повод для упреков в близких отношениях с властью. Если б они были, то могли вписаться в традицию взаимного притяжения между художником и сильными мира сего. Неизвестно, как повел бы себя Полисский, если бы власть предложила ему покровительство, но этого не случилось: она художниками не интересуется, разве что перед выборами, и то формально.

С местом, гением которого стал Полисский, тоже не все получается. Сначала были проблемы с начальством заповедника, на территории которого расположена деревня, потом осложнились отношения с фестивалем «Архстояние», затеянным также Полисским, но постепенно от него отодвинувшимся и превращающимся теперь в молодежное действо на природе с обязательной дискотекой и самодеятельным шаманством. Меланхолическому пафосу и барству мира Полисского юношеская суета не идет. Вот некоторые объекты архитекторов, оставшиеся от предыдущих «Архстояний», как раз его поддерживают и делают уникальным.

Между тем и такая жизнь — очень русская, понятная: делать нечто, связывающее природу с культурой, примиряющее интеллектуалов с народом и властью, западников с почвенниками, традиционалистов с впередсмотрящими, и не иметь с этого ничего особенного. Ни почета, ни денег, ни наград, только длинный список хвалебных статей и регулярные номинации на премии в области современного искусства. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+