Пожалуй, самым удачным названием выставки этого года стало Live Uncertainty, «Живая неопределенность», которое куратор Йохен Фольц дал своей Биеннале в Сан-Паулу. Мы действительно переживаем период неопределенности, и этот заголовок не только отражает положение, сложившееся в Бразилии, но и в целом говорит о том, в каком направлении сегодня движется искусство. И если Венецианская биеннале 2013 года уверенно заявила о заметных сдвигах, в том числе о растущем внимании к так называемому искусству аутсайдеров, то отзвуки биеннале 2015 года оказались куда менее отчетливыми. Не исключено, что отчасти это произошло потому, что политически ориентированной экспозиции Оквуи Энвезора предшествовало множество выставок на ту же тему, часть из которых устраивал сам куратор. Грядущий год может быть отмечен новыми сдвигами, ведь Венецианская биеннале, Documenta в Касселе и Skulptur Projekte Каспера Кенига в Мюнстере совпадают только раз в десятилетие. А пока мы постарались выделить некоторые интересные тенденции и заметные события 2016-го.
Возвращение керамики в мейнстрим современного искусства было медленным, но неизбежным, и в 2016 году этот материал, кажется, стал вездесущим. Такие молодые художники, как Аарон Энджелл и Джесс Уайн, привнесли в глину свою особую, фривольную энергию, а Бетти Вудман, Рон Нагл и другие ветераны обрели небывалую весомость и влиятельность. В прошедшей на Frieze.com дискуссии Энджелл предположил, что рост интереса к глине частично возник как «реакция на своего рода производственный фетиш», возвращение интимности в процесс создания произведения искусства. Он знаменует собой завершение периода, когда многие художники предпочитали доверять непосредственное исполнение работ специалистам и утрачивали «столь присущее глине ощущение масштаба 1:1 между телом и материалом».
В художественном мире по-прежнему не решены вопросы, связанные с тем, как музеям, галереям и коллекционерам работать с увеличивающимся потоком цифрового искусства. Решать надо быстрее: если глина давно предлагает художникам интимную и непосредственную форму выражения, то теперь то же самое можно делать и цифровыми средствами, в том числе — впервые — с помощью таких доступных гарнитур виртуальной реальности, как Oculus Rift.
Виртуальная реальность все шире представлена в ведущих галереях, и художники, работающие преимущественно в сфере цифрового искусства, завоевывают влиятельные площадки по всему миру, в том числе Новый музей в Нью-Йорке и Тейт в Лондоне. Взрыв популярности цифрового искусства нашел отражение и на Берлинской биеннале — впрочем, отзывы о ней были противоречивыми.
На фоне удручающих новостей из Америки, тон которым задают расовая риторика Дональда Трампа, участившиеся случаи немотивированного насилия со стороны полиции по отношению к темнокожим и возникшее как реакция на это движение Black Lives Matter, творчество Керри Джеймса Маршалла представляется предельно важным и актуальным.
Его выставка «Господство», получившая широчайшее признание, открылась этим летом в Музее современного искусства Чикаго; сейчас она идет в пространстве Бройер Метрополитен-музея в Нью-Йорке, а позднее переместится в лос-анджелесский Музей современного искусства. В сопроводительном тексте Маршалл пишет: «Я пытаюсь установить феномен присутствия бесспорно черного и бесспорно красивого. Я убежден в том, что на сегодняшний день самая действенная, самая бунтарская живопись — это живопись фигуративная, и фигуры непременно должны быть беззастенчиво черными».
Две из числа лучших лондонских выставок этого года подтверждают широкие возможности и разнообразие видеоарта — вопреки мнению тех скептиков, кто считает видео не более чем развлечением для узкого круга кураторов.
Организаторам проекта под названием «Бесконечные сочетания» в галерее Hayward удалось убедительно показать, что из всех техник XXI века видео обладает наиболее мощным потенциалом. Они подготовили подборку по большей части коротких, но ярких работ художников из Европы и Северной Америки, объединенных тем, как в них используется музыка.
А ретроспектива исландского художника Рагнара Кьяртанссона в галерее Barbican, где среди прочего был представлен его девятиэкранный шедевр «Посетители» (2012), стала одной из самых захватывающих, обласканных критиками и популярных у публики выставок уходящего года.