18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Год в искусстве: период неопределенности

Куда двинутся визуальные искусства в 2017 году? Итоги уходящего года обозначают направления: интимность в материалах, от глины до виртуальной реальности, социально-политическое искусство в Новом Свете и видеоарт в Старом

Пожалуй, самым удачным названием выставки этого года стало Live Uncertainty, «Живая неопределенность», которое куратор Йохен Фольц дал своей Биеннале в Сан-Паулу. Мы действительно переживаем период неопределенности, и этот заголовок не только отражает положение, сложившееся в Бразилии, но и в целом говорит о том, в каком направлении сегодня движется искусство. И если Венецианская биеннале 2013 года уверенно заявила о заметных сдвигах, в том числе о растущем внимании к так называемому искусству аутсайдеров, то отзвуки биеннале 2015 года оказались куда менее отчетливыми. Не исключено, что отчасти это произошло потому, что политически ориентированной экспозиции Оквуи Энвезора предшествовало множество выставок на ту же тему, часть из которых устраивал сам куратор. Грядущий год может быть отмечен новыми сдвигами, ведь Венецианская биеннале, Documenta в Касселе и Skulptur Projekte Каспера Кенига в Мюнстере совпадают только раз в десятилетие. А пока мы постарались выделить некоторые интересные тенденции и заметные события 2016-го.

Звездный час глины

Возвращение керамики в мейнстрим современного искусства было медленным, но неизбежным, и в 2016 году этот материал, кажется, стал вездесущим. Такие молодые художники, как Аарон Энджелл и Джесс Уайн, привнесли в глину свою особую, фривольную энергию, а Бетти Вудман, Рон Нагл и другие ветераны обрели небывалую весомость и влиятельность. В прошедшей на Frieze.com дискуссии Энджелл предположил, что рост интереса к глине частично возник как «реакция на своего рода производственный фетиш», возвращение интимности в процесс создания произведения искусства. Он знаменует собой завершение периода, когда многие художники предпочитали доверять непосредственное исполнение работ специалистам и утрачивали «столь присущее глине ощущение масштаба 1:1 между телом и материалом».

Виртуальная реальность

В художественном мире по-прежнему не решены вопросы, связанные с тем, как музеям, галереям и коллекционерам работать с увеличивающимся потоком цифрового искусства. Решать надо быстрее: если глина давно предлагает художникам интимную и непосредственную форму выражения, то теперь то же самое можно делать и цифровыми средствами, в том числе — впервые — с помощью таких доступных гарнитур виртуальной реальности, как Oculus Rift.

Виртуальная реальность все шире представлена в ведущих галереях, и художники, работающие преимущественно в сфере цифрового искусства, завоевывают влиятельные площадки по всему миру, в том числе Новый музей в Нью-Йорке и Тейт в Лондоне. Взрыв популярности цифрового искусства нашел отражение и на Берлинской биеннале — впрочем, отзывы о ней были противоречивыми.

Величайший из ныне живущих художников?

На фоне удручающих новостей из Америки, тон которым задают расовая риторика Дональда Трампа, участившиеся случаи немотивированного насилия со стороны полиции по отношению к темнокожим и возникшее как реакция на это движение Black Lives Matter, творчество Керри Джеймса Маршалла представляется предельно важным и актуальным.

Его выставка «Господство», получившая широчайшее признание, открылась этим летом в Музее современного искусства Чикаго; сейчас она идет в пространстве Бройер Метрополитен-музея в Нью-Йорке, а позднее переместится в лос-анджелесский Музей современного искусства. В сопроводительном тексте Маршалл пишет: «Я пытаюсь установить феномен присутствия бесспорно черного и бесспорно красивого. Я убежден в том, что на сегодняшний день самая действенная, самая бунтарская живопись — это живопись фигуративная, и фигуры непременно должны быть беззастенчиво черными».

Неограниченные возможности

Две из числа лучших лондонских выставок этого года подтверждают широкие возможности и разнообразие видеоарта — вопреки мнению тех скептиков, кто считает видео не более чем развлечением для узкого круга кураторов.

Организаторам проекта под названием «Бесконечные сочетания» в галерее Hayward удалось убедительно показать, что из всех техник XXI века видео обладает наиболее мощным потенциалом. Они подготовили подборку по большей части коротких, но ярких работ художников из Европы и Северной Америки, объединенных тем, как в них используется музыка.

А ретроспектива исландского художника Рагнара Кьяртанссона в галерее Barbican, где среди прочего был представлен его девятиэкранный шедевр «Посетители» (2012), стала одной из самых захватывающих, обласканных критиками и популярных у публики выставок уходящего года.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+