Один из важнейших реставрационных проектов последнего времени завершили к концу 2016 года. Несколько месяцев назад Елена Гагарина, директор Музеев Московского Кремля, рассказала TANR о сложностях реставрационных процессов в Успенском соборе, одной из главных святынь Москвы, на протяжении шести столетий остававшемся государственным и религиозным центром России.
«Это очень сложный памятник, и время от времени там проходят патриаршие службы. Кроме того, все, кто посещает Кремль, из всех соборов в первую очередь хотят увидеть именно Успенский. Поэтому мы не можем закрыть его и вынуждены реставрировать частями. Полная единовременная реставрация стоит огромных денег, которых нет. Ведь мы тратим деньги, заработанные самим музеем.
Тем не менее Успенский собор нуждается в очень серьезных работах: здесь и кровля, и барабаны, и купола, и росписи. Все это мы делали, правда в меньшем масштабе, в Благовещенском и Архангельском соборах. Реставрация Архангельского собора сейчас почти закончена. Что касается Успенского, то невозможно сказать, когда это произойдет: например, идет реставрация фрески, как сейчас на одной из стен, — а под ней обнаруживается такая трещина, что приходится останавливать реставрацию и заниматься стеной».
Последняя профилактическая реставрация живописи восточного фасада проводилась в 2002 году. Все работы и прежде, на протяжении нескольких десятилетий, и ныне выполняются специалистами ведущей организации России в области реставрации древней монументальной живописи XII–XVII веков — Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, ныне АО «МИРХУ»).
За осенние месяцы 2016 года были проведены все необходимые работы по борьбе с так называемыми высолами — белыми пятнами выступившей соли, следами потеков дождевой воды, трещинами и загрязнениями. Реставраторы заменили ветхие вставки, укрепили фрагменты красочного слоя, при необходимости затонировав их. Сложности, с которыми столкнулись специалисты, были связаны с тем, что нужно было объединить в единое целое большое количество поновлений разного времени, отличавшихся по цвету, и при этом сохранить композиционную целостность изображений всех трех люнетов.
На момент начала реставрации важный элемент стенописи — размещающиеся под композициями так называемые полотенца — были почти полностью утрачены. Теперь же по небольшим сохранившимся фрагментам специалистам удалось воссоздать и «полотенца» тоже.
Кроме того, провели научные исследования, которые дали важные результаты. Так, на некоторых участках был открыт авторский слой живописи XVII века, который и послужил основой для нынешней работы художников-реставраторов.
На восточном фасаде Успенского собора над апсидами в трех люнетах расположены три композиции: «Собор Богоматери», «Троица Новозаветная» и «София Премудрость Божия». Общая площадь росписей — 150 кв. м. Фасады собора были украшены живописью не позднее середины XVII века. Исследователи не исключают, что она повторяла росписи, существовавшие ранее и украсившие собор почти сразу после его постройки, а именно в конце XV — начале XVI века.
Нынешняя роспись восточного фасада представляет собой сложный комплекс разных по времени живописных участков, однако ее основа — древний грунт с графьей и частично сохранившимися нижними слоями первоначальной живописи XVII века (яичная темпера).
От второй половины XVII века сохранились сведения о четырех поновлениях этой живописи, которые проводились под руководством ведущих мастеров Оружейной палаты Степана Резанца, Симона Ушакова (его большая выставка в Третьяковской галерее стала одним из хитов выставочного сезона в 2015 году), Федора Козлова и Ивана Филатьева. Таким образом, уже в древности поддержание в надлежащем виде этой стенописи производилось с частотой не менее одного раза в десять лет.
В XVIII–XIX веках живопись восточного фасада скрыли под масляной записью, от которой ее освободили во время первой научной реставрации стенописи Успенского собора в 1910-х годах.