18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Ранее неизвестные работы Константина Мельникова опубликуют онлайн

Сотрудники Музея Константина и Виктора Мельниковых оцифруют и опишут около 14 тыс. предметов и документов, находящихся в знаменитом доме-мастерской в Кривоарбатском переулке. Проект «Открытый Мельников» должен начать работу весной 2017 года

Как рассказали TANR первый замдиректора Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева Павел Кузнецов и старший научный сотрудник Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Елизавета Лихачева, опись предметов, находящихся в знаменитом памятнике архитектуры, началась в 2014 году, когда дом великого архитектора-авангардиста вошел в состав Музея архитектуры. Сотрудники новой институции были удивлены, обнаружив там большое количество мемориальных вещей, а также произведений и документов, которые не вошли в творческий архив архитектора Константина Мельникова и его сына, художника Виктора.

«Творческий архив Мельниковых — это 1078 работ Константина Степановича и 1301 работа Виктора Константиновича, — пояснил Павел Кузнецов, отметив, что эти произведения — живопись, графика, чертежи и прочее — сейчас находятся «в режиме правового замка»: — Их пока нельзя публиковать, экспонировать или использовать каким-либо другим способом, но им обеспечиваются условия музейного климата и охрана». Причина, по которой значимая часть будущих экспонатов музея Мельниковых недоступна для показа и изучения, — проблемы с наследством. «Творческий архив входит в завещание Виктора Константиновича Мельникова, и, пока завещание не исполнено, музей может их только хранить, чем мы и занимаемся», — уточнила Елизавета Лихачева. Подробнее о судебных тяжбах, которые развернулись несколько лет назад вокруг дома Мельниковых, читайте в материалах TANR.

Предметам и произведениям, которые остались в доме в Кривоарбатском переулке, удалось избежать заключения в архиве. Правда, сотрудники музея всерьез обеспокоены состоянием и сохранностью этих вещей. В доме Мельникова, в отличие от архивов Музея архитектуры, сложнее поддерживать необходимый температурно-влажностный режим. Не менее серьезной проблемой, по словам Лихачевой, является и то, что большая часть найденных произведений и документов никогда не изучалась. Поэтому и создается специальный сайт, который, по словам музейщиков, будет выполнять роль гида для будущих исследователей. «Идея проекта „Открытый Мельников“, — рассказал Павел Кузнецов, — подразумевает, что найденные в доме Мельникова 14 тыс. предметов будут опубликованы с фотографиями и описанием. Мы хотим закрыть раз и навсегда попытки монополизировать Мельникова. Сама идея того, что мемориальное и творческое наследие доступно, — это и есть идея музея».

Оцифровкой предметов и созданием базы данных проекта «Открытый Мельников» займутся в следующем году, и уже к весне 2017-го его планируют представить публике. Есть надежда, что параллельно начнутся исследовательские работы, которые предварят реставрацию самого дома архитектора.

Экс-директор Музея архитектуры Ирина Коробьина в недавнем интервью TANR сообщила, что президент Группы компаний ПИК Сергей Гордеев в начале лета текущего года предложил заключить договор на генеральное спонсорство с целью проведения научной реставрации дома Мельникова. Но договор, по словам Коробьиной, пока заключен не был.

У Павла Кузнецова другая информация: «Год назад с Группой компаний ПИК было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве. Мы договорились, что ПИК будет помогать музею Мельниковых в сохранении и популяризации наследия, но разговора о том, что ПИК берет на себя все реставрационные работы, не было».

Эти и другие планы развития музея Мельниковых будут уточнены, когда у Музея архитектуры появится новый директор. Напомним, что после внезапного ухода Ирины Коробьиной Министерство культуры объявило конкурс, участники которого должны представить свои концепции развития музея. Победитель определится уже к концу зимы.

Павел Кузнецов на вопрос, будет ли он претендовать на директорское кресло, высказался уклончиво. «Я был бы рад, если бы в любой из предложенных концепций место для творчества Константина Мельникова и дома Мельникова было бы достойным, существенным и важным. И еще отмечу: Музей архитектуры и музей Мельниковых должны взаимно обогащать друг друга. Я не представляю себе существования дома Мельникова вне Музея архитектуры, это было бы катастрофой», — заявил он.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+