18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Алиса Прудникова: «Это уникальный феномен, когда государственная институция вырастает из ситуации на местах»

Глава дирекции регионального развития ГЦСИ — РОСИЗО рассказала, чем будет заниматься новая структура, где откроются новые филиалы ГЦСИ и будут ли в них показывать соцреализм

Недавно стало известно, что у Государственного центра современного искусства внутри Музейно-выставочного объединения «РОСИЗО» появится дирекция регионального развития, во главе которой встала директор Уральского филиала ГЦСИ Алиса Прудникова. Мы выяснили, чем будет заниматься новая структура, где откроются филиалы ГЦСИ и будут ли в них показывать соцреализм.


Когда и с какой целью было принято решение создать отдельную региональную дирекцию?

Это довольно логичное решение, которое мы давно обсуждали. Филиалы стали мощной силой, которую хотелось бы объединить и заявить как конгломерат. В результате слияния ГЦСИ и РОСИЗО неизбежны новые управленческие ходы, и создание региональной дирекции мне представляется одним из самых перспективных. Она официально существует меньше месяца, но мне кажется, что это очень важная структура, которая по-новому проявит филиалы на культурной карте — московской и российской в целом.

Это в большей степени художественный или административный орган?

И то и другое. Специфика нашей страны заключается в том, что если ты не в Москве, то тебя как бы и нет. Пока рано говорить о том, как это будет работать в окончательном варианте, но программа до 2020 года, которую мы придумали, решает основные задачи по консолидации и применению опыта, который уже накоплен у филиалов. Нам бы хотелось применить экспертные знания специалистов из филиалов именно здесь, сделать разговор о регионах более серьезным поводом для обсуждения. Мы, например, уже много лет говорим о сетевых проектах и наконец вплотную подошли к их планированию. Раньше на них никогда не оставалось ни ресурсов, ни сил, ни финансов: каждый филиал находился в ситуации выстраивания собственной работы, а сетевой проект был довеском сверху.

Сейчас у ГЦСИ восемь филиалов, которые создавались в разное время, и самая важная особенность их состоит в том, что они возникли благодаря инициативе снизу. Это уникальный случай, когда государственная институция вырастает из ситуации на местах. Чаще всего появлялись кураторы, которые говорили: «Мы хотим делать проект, нам нужна, условно, крыша над головой». В этом суть успеха организаций на местах. Многие филиалы существуют на протяжении внушительных отрезков времени: калининградский в этом году праздновал 19-летие, екатеринбургскому 17 лет, нижегородскому в следующем году будет 20. Важно делать результаты этой работы очевидными, говорить о том, что, например, в Нижнем Новгороде есть потрясающее здание Арсенала, что в нем делаются мощнейшие кураторские проекты местной командой, а в Калининграде завершается многолетняя реконструкция башни «Кронпринц» и она стала одним из главных в городе объектов для художественных интервенций.

Что такое сетевые проекты?

Это, скорее, сетевые программы. У нас нет идеи делать выставку, путешествующую по всем филиалам. Речь идет не о прокатных выставках, а об объединении в работе над исследовательской идеей и реализацией ее на местах, мы используем сеть прежде всего как ресурсную базу. Например, кто-то объединен темой саунд-арта или специфического урбанизма. Мы уже начали в этом году совместный проект с Фондом Владимира Потанина — исследование аудитории современного искусства по регионам, думаем о сетевой программе в городах к чемпионату мира по футболу.

Сергей Перов, руководитель РОСИЗО, на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме упоминал о создании выставочного пространства для региональных филиалов в Москве. Можете рассказать о нем подробнее?

Это одна из моих первых инициатив, я считаю, что такое пространство должно появиться прежде всего. В Москве у ГЦСИ был небольшой зал, в котором даже московская дирекция не могла полноценно реализовать все запланированные проекты, и рассчитывать на это помещение регионы не могли. Мы планируем открыть новое пространство весной 2017 года в рамках Триеннале современного российского искусства «Гаража», в процессе подготовки которой мы приняли активное участие. Почти все наши филиалы были включены в процесс: мы рекомендовали художников, показывали мастерские, давали материалы из нашего архива, вводили в специфику городов и культурных ситуаций. Мы пока не договорились о конкретном месте, процесс идет.

Наша сверхзадача — делать три-четыре полноценные выставки в год, причем не только из мест присутствия филиалов ГЦСИ. Должна идти постоянная работа с регионами, презентация их в Москве и выстраивание диалога не только со столицей, но и с международной аудиторией. В этом смысле забавно, что одним из первых проектов, которые я начала придумывать, когда пришла работать директором в Екатеринбургский ГЦСИ в 2005 году, был проект «Не Москва». Меня тогда обуревала идея гиперцентрализованности России, и мы придумали проект, который, к сожалению, не реализовали. Это путешествие из Москвы до Владивостока и собирание образов Москвы в регионах. И сейчас первый же проект, который мы начали обсуждать с центром BOZAR в Брюсселе, как раз говорит о региональных художниках, открывает их для европейцев. Это большая совместная выставка, которую мы уже запланировали на 2019 год, и рабочее название у нее «Не Москва».

Какие еще задачи будете решать в первую очередь?

Еще одна суперзадача — это определение того, что, собственно, такое — филиал ГЦСИ. Например, сейчас мы плотно работаем с Владивостоком, который был таким незакрытым гештальтом многие годы. Мы охватывали территорию от Калининграда до Томска, а с Владивостоком не складывалось. Сейчас все сложилось, на нас вышла администрация Приморского края, они заинтересованы в открытии филиала во Владивостоке. Разговаривая с людьми там, я поняла, что у меня нет четкого объяснения, что нужно сделать для создания филиала ГЦСИ. Важно сформулировать собственные правила игры, написать, в конце концов, методичку, обобщающую богатейший опыт, привлечь коллег Анну Гор, Елену Коловскую, Елену Цветаеву, Анну Пьянкову — это фантастические эксперты в области менеджмента, региональной культурной политики. Мы готовы превращать опыт в полноценную программу. Я много работаю с регионами и понимаю, что у всех примерно один запрос: как построить креативный кластер, как работать с насыщением культурной ситуации, как создавать культурную среду? Здесь опыт ГЦСИ уникален, и мы сможем быть ключом для регионов, где сейчас, условно говоря, пустота. Часто говорят, мол, у них там ничего нет. Не бывает ситуации, когда в регионах ничего нет, бывает, что нет нужных условий. Мы хотим в течение 2017 года выпустить книги на тему кураторства в регионах, менеджмента культурных институций, региональной культурной политики — такое пособие «Как сделать центр современного искусства».

На культурном форуме также упоминалась возможность открытия филиала ГЦСИ в Крыму. На каком этапе этот проект сейчас?

Пока это разговор на уровне декларации намерений, активный процесс не начался.

Когда стало известно о создании отдельной региональной дирекции, звучали опасения, что филиалы ГЦСИ будут демонстрировать собственные проекты РОСИЗО, грубо говоря, показывать соцреализм.

Мне в этом отношении сложно что-то опровергать или подтверждать, я могу отвечать за свою епархию. Реорганизация пока не окончена, и мы не знаем, каким образом в итоге будем работать. Я думаю, проблема не в том, что нам грозит осада регионов соцреализмом. Его интересно помещать в контекст, и, надеюсь, мы сможем делать высокого уровня продукт. Важно, что мы разделяем деятельность, которую ведет РОСИЗО, и деятельность ГЦСИ. За путешествующие региональные выставки, которые делает РОСИЗО, отвечает отдельная дирекция. У сети региональных филиалов ГЦСИ другие цели и задачи. Суть филиалов на местах — не просто быть точкой приема выставок, они прежде всего формируют среду и работают с конкретной ситуацией региона.

Какие еще изменения затронут все филиалы?

У нас сейчас есть восемь общих проектов для филиалов. Это вышеупомянутые методические разработки, внутренние стажировки между филиалами, проект «ГЦСИ — детям», поскольку появился запрос на определенный уровень детских программ. Будет, как я говорила, постоянная площадка в Москве. Еще одна амбициозная задача, которую мы себе поставили, — создавать и писать историю искусства в каждом конкретном месте, и мне бы хотелось эту миссию облечь в конкретный продукт. Я очень рассчитываю на то, что к 2022 году, когда по плану будет построено здание ГЦСИ на Ходынском поле в Москве, мы придем с томами этой написанной истории — 30-летней на тот момент. Это будет аналитика художественной ситуации, инструмент, который даст любому нашему партнеру представление по общим вопросам. Мы здесь входим в диалог с «Гаражом», который взял на себя функцию создания глобального архива, и, надеюсь, мы будем сотрудничать, привлекая также ресурсы медиатеки и архивов московского ГЦСИ и филиалов.

В список общих проектов входит и «Не Москва», которая должна показать художников в диалоге с миром. Я считаю, что биеннале, большие международные фестивали, совместные проекты с международными партнерами — это путь к тому, чтобы в каждом конкретном месте люди чувствовали себя в русле большого, полноценного культурного процесса, а это, в свою очередь, главный критерий успеха культурной институции.

На культурном форуме был заключен договор о сотрудничестве между Центром развития государственно-частного партнерства и РОСИЗО. Тогда говорили, что реализация программы ГЧП в сфере культуры начнется с филиалов ГЦСИ. Как это будет работать?

Все мы понимаем, что запланированные бюджеты на стройку никогда не дадут возможности полноценно реализовать задуманный проект. С этим мы сталкиваемся и на местах: например, в рамках сумм, выделенных на реконструкцию ГЦСИ в Екатеринбурге, мы никогда не сможем сделать проект настолько амбициозный, насколько нам бы этого хотелось. Цифры, которыми мы оперируем, покрывают только самые базовые вещи. В современном мире все музеи приходят к государственно-частному партнерству. Так, в Самарском филиале нашим партнерам интересен масштабный комплекс бывшей фабрики-кухни, площадка, на примере которой можно рассмотреть, каким образом привлекать инвесторов в региональный город, как делать это концептуально работающим проектом, не ущемляя потребности центра. У меня есть успешный пример проведения прошлой Уральской индустриальной биеннале в гостинице «Исеть», прекрасном памятнике конструктивизма. Мы сейчас разрабатываем проект арт-отеля на базе «Исети», подразумевающий участие частного инвестора, который занимался бы оперативным управлением, а мы, со своей стороны, работали бы над арт-программой, приглашали художников для создания индивидуального дизайна номеров, несколько этажей оставили бы под студии и резиденции.

Насколько я понимаю, вы остаетесь комиссаром Уральской индустриальной биеннале. Расскажите, какой она будет в следующем году.

Специфика нашей биеннале в том, что не куратор приходит к нам со своей темой, а ее придумывает наша команда, и мы проводим кураторский конкурс, когда тема уже заявлена. На этот раз ею стала «Новая грамотность» — тема четвертой индустриальной революции. Мне показалось хорошим совпадением поговорить о ней на четвертой Индустриальной биеннале. Вызовом для нас стало то, как мы проработали тему мобилизации на прошлой биеннале, нам был интересен ответ на вопрос, кого и на что мы мобилизовали. Если мы все мобилизованы на взаимодействие с новой реальностью, то нам необходимы новый язык и новая грамотность. Изменения происходят настолько быстро, что главным критерием качества взаимодействия с новым миром становится способность к овладению этим новым языком. Четвертая индустриальная революция подразумевает стирание границ между биологическим, цифровым и материальным, и, чем быстрее мы это признаем, тем успешнее мы будем в будущем.

Что касается куратора, то в результате двух туров конкурса был выбран Жоан Рибаш — португальский куратор с очень интересным опытом работы: он был куратором Центра визуальных искусств List Массачусетского технологического института, очень много работал в США, а сейчас он главный куратор Музея современного искусства Серралвеш в Порту. Мне импонируют его открытость и интерес к местной ситуации, он заинтересован в знакомстве с российскими художниками, старается узнать, как устроено взаимодействие местных сообществ в Екатеринбурге. Пока что у нас нет площадки. После такого мощнейшего объекта, как гостиница «Исеть», уходить в стандартное пространство — это самоубийство. Нам нужно найти какой-то элегантный выход, и пока мы его ищем. Место для нас всегда играет одну из определяющих ролей, и есть соблазн уйти из центра города, но в Екатеринбурге все тоже очень центрировано, так что пока не знаю, решимся ли мы на это. Может быть, у нас вообще не будет площадки для биеннале. Екатеринбург прекрасен тем, что там есть огромное пространство для эксперимента, и я рада, что мы прошли путь от тотального антагонизма с публикой к тому, что люди воспринимают проект как «нашу биеннале».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+