Яковлев О., Рогинский М. Собачья жизнь одного художника и другие истории. Москва, 2013.
Книгу художника — livre d’artiste, как ее принято называть — надо сперва листать, а потом все же прочесть. Феномен livre d’artiste возник во Франции, в начале прошлого века благодаря знаменитому маршану и искусствоведу Амбруазу Воллару. Это французское изобретение восприняли художники «Русского Парижа»: Марк Шагал, Михаил Ларионов, Сергей Шаршун, Андре Ланской и другие.
Считается, что «книга художника» как жанр изжила себя. Доказательство обратного — книга двух современных «русских парижан» Михаила Рогинского и Олега Яковлева Собачья жизнь одного художника и другие истории. Такое грустно-озорное название взято из одного из абсурдистских рассказиков художника Олега Яковлева, дадаиста à la russe, живущего и работающего в Париже. Свои работы с их обаятельной шутейностью сам художник легкомысленно называет «каляки-маляки». Само собой, первую скрипку играет в этом дуэте художник Михаил Рогинский (1931–2004). Лейтмотив его живописи — лирико-трагический сарказм. Рогинский творил миф о «зловещности» — сказки, сходные с наваждени-ями Гоголя, Гофмана. Оттого знакомые вещи и предметы на его картинах обретают угрюмую мощь символа. Когда в 1978 году Михаил Рогинский эмигрировал с семьей в Париж, они сблизились с Олегом Яковлевым. Они были братьями по духу — и неудивительно, что судьба свела их на страницах общей книги. Однажды Олег Яковлев показал другу свои «постобэриутские» рассказики и стишки, посвященные абсурду советского быта. Рогинскому тексты понравились: они были созвучны ему по настрою. Он их проиллюстрировал. Так родился совместный проект, который ждал своего воплощения 30 лет.
После смерти Михаила Рогинского его вдова Нана решила во что бы то ни стало издать книгу. В 2013-м она вышла в Москве тиражом в 300 нумерованных экземпляров. Рисунки Михаила Рогинского — черно-красные, с текстами, переписанными от руки — образуют с забавными рассказиками Олега Яковлева органичное и озорное целое. Иллюстрации воспроизведены в технике шелкографии. Сегодня подобное издание — настолько редкий зверь, что не худо бы его записать в Красную книгу. - Кира Сапгир