18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дьявол в деталях

№49
Материал из газеты

В Музеях Московского Кремля до 11 января работает выставка «Элегантность и роскошь ар деко». А мы рассказываем о драгоценных аксессуарах и курительных принадлежностях той эпохи

После Первой мировой войны и мужчины, и женщины пристрастились к курению. Солдаты привыкли курить на фронте: сигареты выдавались им в пайках, чтобы укрепить боевой дух. Во время войны женщинам пришлось взять на себя важные общественные функции, что привело к переменам в этикете: например, они начали курить в общественных местах. В период между двумя войнами курение становится привычным занятием, и изысканные курительные принадлежности превращаются в модные аксессуары.

В соответствии с новым подходом к предметам роскоши и модой вырос спрос на драгоценные аксессуары — разного рода несессеры (vanity case) для косметики, портсигары, футляры для губной помады, флаконы для духов, пудреницы. Часто в одном несессере совмещались сразу несколько функций: в них были отделения и для косметики, и для сигарет, и для графитного карандаша, то есть для всего необходимого, что в любой момент может понадобиться женщине и всегда должно быть под рукой. Эти миниатюрные предметы стали если не важнее, то такими же знаковыми, как украшения, что является отличительной особенностью эпохи ар-деко.

В декоре этих изящных предметов отражена полифония художественных течений и творческих методов ар-деко, основанных на адаптации и интерпретации многочисленных заимствованных форм и мотивов. Так, портсигар-несессер Cartier 1924 года восходит к японскому инро (коробочка для хранения мелких предметов), но его модель на двух цепочках с кольцом на палец отлична от прототипа, в котором многоуровневая конструкция из маленьких коробочек, входящих друг в друга, удерживается шнуром. В 1930 году оригинальное инро XVIII века Cartier превращает в современный несессер, внешне сохраняющий свою аутентичность. Для этой группы предметов характерна и стилизация под традиционное китайское декоративно-прикладное искусство, так называемый стиль «шинуазри». Один из самых известных примеров — несессер Cartier 1927 года под названием «Китайская ваза» с великолепным рельефом из цветных камней на фоне черной эмали. Настоящие перламутровые «картины», предназначенные для несессеров Cartier и Van Cleef & Arpels, создавал русский художник Владимир Маковский.

В 1920-е годы женщины начинают курить на публике, и это способствует развитию новых типов дамских аксессуаров: портсигаров, мундштуков и прототипов современных зажигалок. К последним относится так называемый strike-a-light (кресало со спичкой) 1921 года. В это устройство входит металлический стержень, на конце которого находится кремень, окруженный пропитанной зажигательной жидкостью ватой. Сбоку на зажигалке — ферроцерий, сплав, дающий искру при трении. Спичка при ударе о его поверхность воспламеняется. На выставке также представлен и более современный тип зажигалки, выполненной из золота и черной эмали и принадлежавшей когда-то принцу Непала Бишми.

Среди продукции модных домов 1920-х годов можно найти и другие изысканные курительные принадлежности, в том числе пепельницу, мундштук и портсигары из платины, нефрита, кости альбатроса, сапфировых кабошонов, алмазов огранки «роза» и красной и черной эмали.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+