18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Дьявол в деталях

№49
Материал из газеты

В Музеях Московского Кремля до 11 января работает выставка «Элегантность и роскошь ар деко». А мы рассказываем о драгоценных аксессуарах и курительных принадлежностях той эпохи

После Первой мировой войны и мужчины, и женщины пристрастились к курению. Солдаты привыкли курить на фронте: сигареты выдавались им в пайках, чтобы укрепить боевой дух. Во время войны женщинам пришлось взять на себя важные общественные функции, что привело к переменам в этикете: например, они начали курить в общественных местах. В период между двумя войнами курение становится привычным занятием, и изысканные курительные принадлежности превращаются в модные аксессуары.

В соответствии с новым подходом к предметам роскоши и модой вырос спрос на драгоценные аксессуары — разного рода несессеры (vanity case) для косметики, портсигары, футляры для губной помады, флаконы для духов, пудреницы. Часто в одном несессере совмещались сразу несколько функций: в них были отделения и для косметики, и для сигарет, и для графитного карандаша, то есть для всего необходимого, что в любой момент может понадобиться женщине и всегда должно быть под рукой. Эти миниатюрные предметы стали если не важнее, то такими же знаковыми, как украшения, что является отличительной особенностью эпохи ар-деко.

В декоре этих изящных предметов отражена полифония художественных течений и творческих методов ар-деко, основанных на адаптации и интерпретации многочисленных заимствованных форм и мотивов. Так, портсигар-несессер Cartier 1924 года восходит к японскому инро (коробочка для хранения мелких предметов), но его модель на двух цепочках с кольцом на палец отлична от прототипа, в котором многоуровневая конструкция из маленьких коробочек, входящих друг в друга, удерживается шнуром. В 1930 году оригинальное инро XVIII века Cartier превращает в современный несессер, внешне сохраняющий свою аутентичность. Для этой группы предметов характерна и стилизация под традиционное китайское декоративно-прикладное искусство, так называемый стиль «шинуазри». Один из самых известных примеров — несессер Cartier 1927 года под названием «Китайская ваза» с великолепным рельефом из цветных камней на фоне черной эмали. Настоящие перламутровые «картины», предназначенные для несессеров Cartier и Van Cleef & Arpels, создавал русский художник Владимир Маковский.

В 1920-е годы женщины начинают курить на публике, и это способствует развитию новых типов дамских аксессуаров: портсигаров, мундштуков и прототипов современных зажигалок. К последним относится так называемый strike-a-light (кресало со спичкой) 1921 года. В это устройство входит металлический стержень, на конце которого находится кремень, окруженный пропитанной зажигательной жидкостью ватой. Сбоку на зажигалке — ферроцерий, сплав, дающий искру при трении. Спичка при ударе о его поверхность воспламеняется. На выставке также представлен и более современный тип зажигалки, выполненной из золота и черной эмали и принадлежавшей когда-то принцу Непала Бишми.

Среди продукции модных домов 1920-х годов можно найти и другие изысканные курительные принадлежности, в том числе пепельницу, мундштук и портсигары из платины, нефрита, кости альбатроса, сапфировых кабошонов, алмазов огранки «роза» и красной и черной эмали.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+