Почти двухлетнее противостояние городской администрации Санкт-Петербурга и местной епархии Русской православной церкви, требовавшей во владение Исаакиевский собор, завершилось победой церкви. Как сообщает ТАСС, 10 января принято решение о передаче одного из главных музеев Северной столицы в ведение РПЦ.
Заявив, что «вопрос решен», и желая успокоить либеральную общественность, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заметил, что «по договоренности между патриархом и мною собор сохранит музейно-просветительскую функцию», и заверил всех, что «доступ в здание будет обеспечен представителям всех конфессий». Но само заявление чиновника подтверждает, что конфликт далеко не исчерпан.
Эта история тянется с лета 2015 года, когда Санкт-Петербургская епархия обратилась к городу с просьбой передать ей Исаакиевский собор и Спас на Крови. Тогда просителям отказали, сохранив оба храма в оперативном управлении СПБ ГБУК «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“» (помимо них, в состав музейного комплекса входили Сампсониевский и Смольный соборы, но последний в настоящий момент уже передан церкви). Против передачи выступил тогда министр культуры Владимир Мединский и многие жители города — петиция на эту тему тут же собрала около 90 тыс. подписей, а несколько депутатов местного заксобрания предложили провести референдум (теперь градозащитники пытаются эту идею реанимировать).
Церковь однако продолжала настаивать, и, как сообщает интернет-газета «Фонтанка.ру», соглашение о передаче собора было достигнуто на недавней встрече губернатора Петербурга Георгия Полтавченко и патриарха Кирилла. Процесс перехода памятника в другие руки решено завершить к декабрю 2017 года, но специалисты считают эти сроки нереальными и называют другую дату — 2019 год.
Если рассматривать ситуацию исключительно в русле традиционных претензий РПЦ на возвращение отобранного у нее большевиками, конфликт можно считать решенным. Претензии РПЦ, подобные нынешней, возникают начиная с 1990 года и, чем дальше, тем чаще удовлетворяются — для того и принимался в 2010-м федеральный закон № 237 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», согласно которому церковная община может получить здание в собственность либо в безвозмездное пользование. После этого в ведение РПЦ перешло 270 церквей, монастырей и прочих строений. Под прочими может пониматься, например, доходный дом, некогда принадлежавший церкви (у больших приходов могло быть и несколько домов); известны случаи, когда РПЦ подавала в суд на владельцев такого здания, требуя его в собственность.
С Исаакием история принципиально иная. Строившееся 40 лет грандиозное сооружение Огюста Монферрана сразу после освящения в 1858-м стало главным храмом Российской империи. И строился он на государственные, а не на церковные средства. Синод, правда, был одним из органов государственной власти, только Исаакий находился в ведении не Синода (как приходские церкви), а Министерства императорского двора, как и Эрмитаж. Тогда, кстати, Синод тоже претендовал на собор — но неизменно получал отказ. Соответственно, о возвращении собора РПЦ не может быть речи — только о передаче.
Глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) это вполне осознает: «Согласно федеральному закону № 327 подобные сооружения должны передаваться, даже если они имеют статус памятника. Неважно, кому Исаакиевский собор принадлежал до революции. Наше законодательство не предусматривает реституции, то есть возврата собственнику незаконно отнятого имущества». В этом с матушкой трудно не согласиться.
Исаакиевский собор не просто памятник федерального значения, хоть и переданный на баланс города, но еще и объект из списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Может показаться, что у музея давний конфликт с РПЦ. Отнюдь. Спор возник недавно, с приходом в Петербург митрополита Варсонофия (управляющего делами Московской патриархии, в 2014-м назначенного митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с временным сохранением прежнего поста). До этого четверть века музей и приход (община была создана в 1990-м, и сразу начались регулярные службы) жили душа в душу. Директор музея Николай Буров обеспечил проведение 600 (!) богослужений в год и не требовал арендной платы с нескольких церковных лавок, работающих внутри собора.
Теперь этого оказалось мало. Агентство Интерфакс приводит слова руководителя епархиального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерея Александра Пелина: «Нам нужно быстренько с семи до девяти отслужить, а потом пошли потоком иностранцы, экскурсии. Потом опять быстренько отслужили — все, выметайтесь, и снова экскурсии, экскурсии, экскурсии. Ну так не делается, не так должно быть устроено. Экскурсии не могут быть важнее и значимее службы».
Жалуются представители РПЦ и на то, что в среду, когда у музея выходной, служб нет, и на то, что идут службы не в главном приделе. Но посмотрим на цифры: только в 2016 году Исаакий посетило более 3,9 млн человек. Число же прихожан составило менее 0,1% от этого числа. Музей заработал в этом году более 800 млн руб., которые пошли не только на содержание здания, зарплату сотрудников и научную работу, но на реставрацию собора, которую музей полностью оплатил сам. Это один из единичных музеев в стране, не требующих ни копейки из госбюджета, при этом в Исаакие, в отличие от многих музейных институций в России, есть все возможности для приема людей с ограниченными возможностями: и парковка для инвалидов, и приспособление, по которому можно поднять коляску, и лифт, ведущий на смотровую площадку. Таким образом, собор сегодня — полностью отреставрированный, технически оснащенный объект. Неудивительно, что на него нашелся претендент.
«Санкт-Петербург только что передал епархии Смольный собор, сейчас в стадии передачи Сампсониевский собор. Получается, мы передали церкви два музейных сооружения из четырех. В нашем ведении остаются Исаакиевский собор и храм Спас на Крови. Я надеюсь, они сохранят нынешний статус», — говорил еще недавно директор Государственного музейного комплекса «Исаакиевский собор» Николай Буров. Продолжим его мысль: если соборы изменят статус, музей перестанет существовать. Но контракт Бурова истекает в июне 2017 года, и вряд ли мнение директора учтут.
В РПЦ утверждают, что музей не закроется — просто будет не церковь при музее, а музей при церкви, и туристов якобы меньше не станет. В подтверждение кивают на Казанский собор, где этот симбиоз давно существует. Но посмотрим, что происходит в Казанском: вход в собор теперь свободный, экскурсии проводят всего четыре православных гида. Музей «Исаакиевский собор» тем временем платит в казну миллионы в виде налогов и дает работу четырем сотням человек (200 из них — экскурсоводы). Что будет с ними? Об этом никто не говорит.
И конечно, вызывает опасения сохранность памятника. Объекты такого уровня требуют постоянного контроля и непрерывного проведения на разных участках реставрационных работ. Возможно, именно поэтому РПЦ требует собор не в собственность, а лишь в безвозмездное пользование, предполагая, что отвечать за его сохранность придется в конечном итоге собственнику — городу.