18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Топ-10 музейных приобретений 2016 года

В прошлом году новые экспонаты музеи получали в дар, покупали за собственные деньги, а также прибегали к краудфандингу, чтобы собрать с миру по нитке на пополнение коллекций

В 2016 году мировые музеи самоотверженно боролись за новые экспонаты в аукционных залах и на переговорах с частными коллекционерами. Они стремились заполучить классические образцы искусства от признанных мастеров и расширить свои собрания за счет еще не ставших каноническими работ. Мы составили свой список самых важных приобретений года, в который вошли дом «с опытом работы в Голливуде», коллекция латиноамериканского модернизма и один из превосходнейших портретов английского Ренессанса.


Хуан Меле (Аргентина). «Несимметричная рама № 2». 1946. COURTESY OF THE MUSEUM OF MODERN ART, NEW YORK
Хуан Меле (Аргентина). «Несимметричная рама № 2». 1946. COURTESY OF THE MUSEUM OF MODERN ART, NEW YORK

Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк

Коллекция латиноамериканского искусства

Получив в дар от Патриcии Фелпс де Сиснерос и Густава Сиснероса 102 произведения аргентинских, бразильских, венесуэльских и уругвайских художников, MoMA укрепил свой статус ведущего центра по изучению искусства Латинской Америки. Супруги-меценаты также профинансировали создание исследовательского института латиноамериканского искусства при музее.


Ателье вон Бер. «Руки». 1930-е. NMPFT/ROYAL PHOTOGRAPHIC SOCIETY/SCIENCE & SOCIETY PICTURE LIBRARY
Ателье вон Бер. «Руки». 1930-е. NMPFT/ROYAL PHOTOGRAPHIC SOCIETY/SCIENCE & SOCIETY PICTURE LIBRARY

Музей Виктории и Альберта, Лондон

Коллекция Королевского фотографического общества

Передача более 400 тыс. фотографий из Национального музея медиа (NMM) в Брадфорде Музею Виктории и Альберта вызвала противоречивую реакцию. В число переданных экспонатов вошли ранние дагеротипы, альбомы и фотоаппараты, многие из которых относятся к коллекции Королевского фотографического общества. Несмотря на заявления о том, что передача позволит «создать одну из самых выдающихся коллекций, посвященных искусству фотографии», местные политики называют это «культурным грабежом» Брадфорда.


Неизвестный художник. Портрет Елизаветы I. Около 1590. COURTESY OF ROYAL MUSEUMS GREENWICH
Неизвестный художник. Портрет Елизаветы I. Около 1590. COURTESY OF ROYAL MUSEUMS GREENWICH

Королевские музеи, Гринвич

Портрет Елизаветы I

Королевским музеям Гринвича удалось приобрести портрет Елизаветы I (ок. 1590) c помощью публичной кампании по сбору средств, которая принесла £10,3 млн. Написанная неизвестным художником в честь разгрома Англией испанской Непобедимой армады, картина считается шедевром английского Ренессанса. Теперь она экспонируется в недавно отреставрированном Квинс-Хаусе, построенном на месте дворца, в котором родилась Елизавета I.


Интерьер дома Гольдштейна. Фото: Том Фергюсон (TOM FERGUSON)
Интерьер дома Гольдштейна.
Фото: Том Фергюсон (TOM FERGUSON)

Художественный музей округа Лос-Анджелес

Дом Джеймса Гольдштейна

Модернистское здание неподалеку от Беверли-Хиллз, построенное в 1963 году по проекту Джона Лотнера, стало первым архитектурным объектом, вошедшим в коллекцию Художественного музея округа Лос-Анджелес. Принадлежащий сегодня эксцентричному миллионеру Джеймсу Гольдштейну дом появляется в фильме братьев Коэн 1988 года «Большой Лебовски». Дом вместе со всем содержимым, а также пожертвование в размере $17 млн поступят в распоряжение музея после смерти Гольдштейна.


Орацио Джентилески. «Даная». 1621. COURTESY OF THE J. PAUL GETTY MUSEUM
Орацио Джентилески. «Даная». 1621. COURTESY OF THE J. PAUL GETTY MUSEUM

Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес

«Даная» Орацио Джентилески

Музей Дж. Пола Гетти заплатил рекордные $30,5 млн за барочное полотно, изображающее Зевса, проникшего в виде дождя из золотых монет в спальню дочери аргосского царя Данаи. Еще одна работа из триптиха Орацио Джентилески, «Лот и его дочери» (1622), находится в музейной коллекции с 1988 года. Воссоединение полотен «не только имеет смысл с искусствоведческой точки зрения, но и усиливает визуальный эффект обеих работ», считает директор музея Тимоти Поттс.


Коллекция Доротеи и Конрада Фишер в Дюссельдорфе. Courtesy of KUNSTSAMMLUNG NRW; PHOTO: ACHIM KUKULIES
Коллекция Доротеи и Конрада Фишер в Дюссельдорфе. Courtesy of KUNSTSAMMLUNG NRW; PHOTO: ACHIM KUKULIES

Художественное собрание земли Северный Рейн — Вестфалия, Дюссельдорф

Минимализм и концептуальное искусство

Государственные музеи Дюссельдорфа вели переговоры о приобретении коллекции Доротеи и Конрада Фишер с 2009 года, и вот наконец эта полупокупка-полударение осуществилась. Благодаря этой коллекции, насчитывающей более 200 произведений таких художников, как Дэн Флавин, Брюс Науман, Сол Левитт и других, музей существенно расширит свои фонды американской послевоенной живописи, концептуализма и минимализма.


Эдуар Вюйар. «Гуляющие девушки». Около 1891. COURTESY OF THE MUSÉE D’ORSAY
Эдуар Вюйар. «Гуляющие девушки». Около 1891. COURTESY OF THE MUSÉE D’ORSAY

Музей Орсе, Париж

Коллекция постимпрессионизма

Американские коллекционеры Марлен и Спенсер Хейс подарили музею около 600 произведений постимпрессионистов, в числе которых Пьер Боннар, Эдуар Вюйар и Одилон Редон. Это самый значительный дар музею от зарубежных коллекционеров с 1945 года. Музей Орсе пообещал, что будет экспонировать всю коллекцию целиком в специально отведенной для нее галерее.


Фра Анджелико. «Богоматерь с гранатом». COURTESY OF THE MUSEO NACIONAL DEL PRADO
Фра Анджелико. «Богоматерь с гранатом». COURTESY OF THE MUSEO NACIONAL DEL PRADO

Музей Прадо, Мадрид

«Богоматерь с гранатом» Фра Анджелико

Стремясь расширить свою коллекцию живописи эпохи Раннего Возрождения, Прадо приобрел у 19-го герцога Альба де Тормеса «Богоматерь с гранатом» Фра Анджелико — одно из величайших произведений этого знаменитого флорентийского живописца среди тех, что принадлежат частным владельцам. Кроме того, испанский аристократ подарил музею еще одну ренессансную работу, недавно также атрибуированную Фра Анджелико.


Александр Косолапов. «Малевич-Мальборо». 1985. Триптих. COURTESY OF VLADIMIR POTANIN FOUNDATION
Александр Косолапов. «Малевич-Мальборо». 1985. Триптих. COURTESY OF VLADIMIR POTANIN FOUNDATION

Центр Помпиду, Париж

Русское искусство ХХ века

Центр Помпиду получил в дар более 250 произведений советских и российских художников второй половины ХХ века. В роли дарителей выступили наследники, фонд миллиардера Владимира Потанина и другие частные коллекционеры. По словам куратора музея Николя Луччи-Гутникова, это приобретение поможет заполнить пробелы на «карте международного концептуализма» Центра Помпиду.


Эдвард Хоппер. «Дорога и деревья». 1962. COURTESY OF THE PHILADELPHIA MUSEUM OF ART
Эдвард Хоппер. «Дорога и деревья». 1962. COURTESY OF THE PHILADELPHIA MUSEUM OF ART

Филадельфийский художественный музей

Передача по завещанию коллекции американского искусства

Покойный филантроп и коллекционер Дэниел У. Дитрих II завещал музею более 50 произведений американского искусства, в том числе работы Сая Твомбли, Филиппа Густона и Агнес Мартин, а также $10 млн на поддержку программ, связанных с современным искусством. В частности, «Дорога и деревья» (1962) стала первым живописным произведением американского художника Эдварда Хоппера в собственности музея и дополнила его графические работы в музейной коллекции.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+