Искусствовед Василий Иванович Ракитин скончался 24 января 2017 года на 78-м году жизни.
Выпускник искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ (1962), он был одним из первых исследователей, кто еще в 1960-е занялся изучением русского авангарда. Важную роль в этом сыграло тесное общением с легендарным коллекционером Георгием Костаки, с которым Ракитин сотрудничал как научный консультант.
После перестройки, когда авангардистов стали показывать в российских музеях, Василий Ракитин подготовил несколько знаковых выставок отечественного искусства начала ХХ века. В частности, именно он был куратором и научным консультантом знаковой выставки 1992 года «Великая утопия» в Третьяковской галерее. В том же году вместе с Андреем Сарабьяновым они задумали издательский проект «Русский авангард» (RA), ставший впоследствии одним из главных профильных издательств в России. Для RA Василий Ракитин написал серию монографий, посвященных ранее забытым именам русского авангарда — Николаю Суетину, Ильи Чашнику, а также Василию Чекрыгину.
Кроме того, Василий Иванович подготовил несколько выставок Марка Шагала в Европе и написал о нем книгу, вышедшую в издательстве «Искусство – XXI век» в 2010 году. Василий Ракитин был одним из авторов-составителей (совместно с Андреем Сарабьяновым) четырехтомной «Энциклопедии русского авангарда». На сайте этого издания опубликован некролог, написанный другом и коллегой Андреем Сарабьяновым.
«В этой области он сделал очень много. Наверно, так много, как никто. Казалось, что он знал всё. Если у него не было ответа на какой-то вопрос по русскому авангарду, значит, ответа на этот вопрос не было вообще. Василий Иванович писал статьи, книги, курировал и формировал выставки, делал экспертизы.
В профессиональных делах он был скромен, знаниями не кичился, к чужим ошибкам относился с пониманием и юмором, а свои признавал с удовольствием. Должностей и степеней он не имел, но заслуживал. Нам еще предстоит осмыслить масштаб его деятельности, его литературный дар, проницательность его оценок и мнений», — пишет Сарабьянов.
Последним опубликованным при жизни Ракитина изданием стала его книга «Коллекционер» (Москва, «Искусство — XXI век», 2015), которую сам искусствовед определял как расширенный вариант автобиографии Костаки.