СПРАВКА
Новый Музей — музей современного искусства в Нью-Йорке. Одно из крупнейших мировых собраний произведений искусства конца XX — XXI века. Создан в 1977 году Марсией Такер — бывшим куратором по живописи и скульптуре Музея американского искусства Уитни. К 30-летию Нового музея на улице Бауэри было построено новое семиэтажное здание, выполненное по проекту японских архитекторов Кадзуё Сэдзима и Рюё Нисидзава.
Увидеть работы шести современных художников можно, загрузив на смартфон бесплатное мобильное приложение «Первый взгляд. Виртуальная реальность художников». Программа разработана на EEVO — платформе для создания видео с помощью технологии VR (virtual reality).
Сейчас «Первый взгляд» доступен для iOS и Android. Как сообщил интернет-портал artsy.net, впервые инициатива по запуску подобного приложения исходит от музея современного искусства. Над виртуальной выставкой заместитель директора по технологическим проектам Нового музея Лорен Корнелл и генеральный директор «Ризомы» Майкл Коннор работали вместе со специалистами EEVO в течение года.
«Сложность работы с виртуальной реальностью в том, что контент можно создавать для разных устройств — смартфонов, Oculus Rift (шлем виртуальной реальности. — Прим. TANR), Playstation. Наша задача — упростить техническую сторону распространения контента и позаботиться о том, чтобы получившийся материал попал на нужную платформу», — сказал глава EEVO Алехандро Динсмор.
По его словам, «пока не существует площадки, на которой художники, работающие в технике виртуальной реальности, могут «выставлять» свои проекты. А Новый музей мог бы стать тем местом, куда художники будут отправлять свои работы, а потом публиковать их через приложение». Участниками уникального цифрового эксперимента стали молодые художники Питер Бурр, Рейчел Россин, Джейсон Массон, Джейколби Сэттеруайт, Джереми Куйяр и Джон Рафман.
В прошлом году аналогичную задачу — сделать художников ближе к «нереальности» — ставила перед собой и другая американская компания: в апреле 2016 года Google выпустила приложение Tilt Brush Tool, позволяющее создателю картины двигаться в трехмерном пространстве в процессе работы.
Надев гарнитуру виртуальной реальности, художник может преобразить любую комнату, использовав пространство вокруг себя вместо холста. По задумке разработчиков, программа должна помочь традиционным художникам освоить современные технологии и попробовать свои силы в среде виртуальной и дополненной реальности. Взглянуть на картину «Спасение» (The Rescue) Питера Чана и ознакомиться с другими работами, созданными в Tilt Brush, можно на сайте приложения.
Если говорить об интервенции цифрового искусства в пространство музея, то опыты в этой области проводились еще до выставки «Первый взгляд»: весной прошлого года МОМА представил проект «Скользкие экраны», включавший в себя более десяти проектов в формате виртуальной реальности, а в 2015 году новую технологию использовал в Тейт Модерн канадский художник Джон Рафман, сегодня участвующий в программе Нового музея.
В России одной из первых попыток опробовать технологию виртуальной реальности на объектах искусства стала выставка 2016 года «Метаформы» в центре МАРС: в семи залах были представлены работы уличных художников, созданные в двух вариантах — реальном и виртуальном.
В первом случае посетители видели скульптуры и картины в их привычной форме, во втором — открывали для себя те же экспонаты, но в режиме дополненной реальности. Среди последних отечественных проектов в VR-формате — выставка «будущего» SMIT.SPACE в московском центре современного искусства «Винзавод». С 4 января по 19 марта ее посетители смогут поиграть в прятки с роботом и порисовать на интерактивном столе.