Фестиваль «Киберфест» — юбилейный: десять лет назад в Петербурге возникла медиалаборатория Cyland для художников и кураторов, работающих в области новых технологий, организованная Анной Франц и Мариной Колдобской.
С 2007 года начал проходить фестиваль медиаискусства, год от года расширяющий свою географию, список участников и направления работы. В различных выставках и программах нынешнего «Киберфеста», проходящего на семи площадках Петербурга, участвуют свыше 70 художников и групп.
Участники двух основных выставочных проектов (экспозиция «Эффект присутствия», собранная Анной Франц, развернута в залах Художественно-промышленной академии имени Штиглица, а «Интерпретации», куратором которых выступила художник Елена Губанова, занимают парадные залы Научно-исследовательского музея Российской академии художеств) — известные российские и зарубежные художники.
Среди работ, показанных в рамках «Интерпретаций», есть хорошо знакомые зрителям по другим выставкам, а одна из самых эффектных инсталляций — «Репетиция» Ирины Наховой — создана в 2003 году. Но в парадных залах Академии художеств все произведения (как известные, так и показанные впервые) смотрятся необычно.
В пространстве, исторически связанном с классическим искусством, еще никогда не показывались в таком количестве работы известных авторов медиаарта — это группа «Куда бегут собаки», Дмитрий Каварга, Александра Дементьева, Дмитрий vtol Морозов, Сергей Катран и многие другие.
Сложность и технологический перфекционизм, которые обычно отличают медиаобъекты, предполагают высокие затраты на производство, поэтому слабая материальная база была причиной замедленного развития искусства новых технологий в нашей стране.
Кроме того, российскими художниками долго изживался понятный пафос новизны, связанный с медиа и техникой. В последнее десятилетие многим из них удалось приручить и одомашнить новые технологии, соединив их с бедной эстетикой.
Из представленных на выставке это лучше всего получилось у Марины Алексеевой в работе «Верность. Верность. Верность» — собака, лающая на приближающегося зрителя по команде программы, задумана как оммаж скандальной эрмитажной инсталляции Яна Фабра, или у Александра Шишкина-Хокусая — его «Ванна Марата» с опускающимися и поднимающимися крыльями гения, погруженными в черную жижу, не скрывает бэкграунд театрального художника.
«Киберфест» превратился за эти годы в известный бренд. Фестиваль остается неизменным, и в этой предсказуемости — его сила и слабость. Те технические приемы, что используются во многих работах, за десять лет успели перейти в сферу поп-культуры и энтертейнмента, так что сейчас не удивят любого подростка с гаджетами.
Дополненная реальность получила место в айфоне для ловли покемонов, а интерактив стал частью аттракционов в торгово-развлекательном комплексе. В результате искусство, задумывавшееся как передовое, очень часто проигрывает современной культуре «на ровном месте». И это не могут исправить постаревшие бессильные рок-звезды, которых показывает бельгийский художник Коэн Тейс в видео Death Fucking Metal.
Медиаарт полностью изменил музейные залы: они погружены в темноту, а звуки рождают навязчивые ассоциации с дискотекой или клубом. Тициановский и Рафаэлевский залы, которые раздроблены на части диагоналями черных поблескивающих стендов, лишились ясности и превратились во враждебные пространства клаустрофобии.
Современное искусство оказалось во всем несомасштабно вечной академической красоте, и эту ситуацию не способны исправить оммажи классике. В работе Александры Дементьевой «Невыносимая легкость» это медленно и постепенно изменяющийся витраж средневекового собора в Мельбурне, а в «Посвящении Вермееру» Людмилы Беловой — анфилада залов Эрмитажа.
Наверное, в петербургской Академии художеств когда-нибудь появится кафедра «новых медиа». Должно быть, к тому времени разделение искусства по техническому признаку уйдет в прошлое.