Решение организовать персональную выставку Елены Киселевой (1878–1974), на первый взгляд, кажется неочевидным: блокбастера из нее не сделать, ее имя не на слуху у широкой публики. По словам директора Музея русского импрессионизма Юлии Петровой, в фондах Русского музея, откуда позаимствована часть работ, ей рассказали, что Киселеву у них не запрашивали почти 40 лет, после чего «стало ясно, что сделать выставку — вопрос справедливости». «Это такая сильная живопись, что ее малая известность трудно объяснима», — говорит Петрова.
Действительно, Елена Киселева имела все шансы войти в историю русского искусства: выпускница Императорской академии художеств, обучалась в мастерской Ильи Репина, стала первой женщиной, в 1907 году получившей заграничное пенсионерство, а в 1910 году стала первой женщиной, принятой в Общество архитекторов-художников. Писала в основном портреты, которые и составляют большинство работ на выставке. «Композиция или пейзаж мне были мало интересны. Я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых, интересных женщин», — признавалась Киселева. Забвению художницы немало способствовала эмиграция в Королевство сербов, хорватов и словенцев (будущую Югославию), куда она переехала с мужем в 1920 году. Об этом времени она писала: «Жизнь давно забрала меня всю целиком, и художницей я была как-то сбоку, в стороне. А главное, была очень сложная, трудная жизнь. А тут революция, война, беженство. В это трудное время у меня создалась новая семья, родился сын, — где уж тут было думать о художестве». После смерти сына в 1944 году она и вовсе перестала заниматься живописью. На выставке около 50 работ, собранных по всему миру, в том числе одна из ключевых — «Маруся» (1913), парижский портрет сестры некоего русского художника.
С нее в 1960-е в родном городе Киселевой, в Воронежском музее изобразительных искусств (ныне Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского), где хранится большая часть наследия художницы, началось изучение ее творчества. Есть в экспозиции и портрет, ранее считавшийся женским под названием «Портрет Санди Хилл». В ходе подготовки к выставке удалось выяснить, что на картине изображен шотландский художник Александр Стюарт-Хилл, с которым Киселева, скорее всего, познакомилась в Париже. Работы, которые не удалось привезти, тоже опубликуют в каталоге к выставке, подготовленном сотрудниками Музея русского импрессионизма и Воронежского художественного музея.
Музей русского импрессионизма
Елена Киселева. Элегантный век
До 12 марта