18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сейчас время агитплакатов, а не картин, время баррикад...

Украинские художники-активисты объявили бойкот главной арт-площадке Киева, «Мыстецькому Арсеналу», и II Киевской биеннале. Вместо того чтобы заниматься искусством, они предпочли выйти на Майдан и поддержать страну в нелегкое для нее время.

На Украине продолжался «Евромайдан» — сиквел «оранжевой революции». На этот раз причиной выхода людей на улицу стало решение президента Виктора Януковича не подписывать договор об ассоциации Украины с Евросоюзом. В 2004 году протестная акция породила социальнокритическое искусство, в частности группу Р. Э. П., которая тогда приправила политику своей креативной эстетикой. «Сейчас нам было бы несколько странно и наивно возвращаться к практикам почти десятилетней давности, — сказала одна из участниц группы Леся Хоменко. — Конечно, мы сейчас тоже изготавливаем транспаранты. Но сегодня я лишь подкидываю идеи транспарантов на Майдан и наблюдаю, как он использует их под свои нужды, находит им место». Неизвестно, чем обернется Майдан для разрываемой внутренними конфликтами украинской арт-сцены. В июле 2013 года Наталья Заболотная, директор главной артплощадки Киева, «Мыстецького Арсенала», уничтожила работу для выставки Великое и величественное. Мурал Владимира Кузнецова Колиивщина: Страшный суд, роспись на стене Арсенала, был замазан черной краской за день до открытия выставки. Художник попытался изобразить свой взгляд на ситуацию в стране в стилистике знаменитой картины Босха: коррумпированные милиционеры и судьи, продажные священники и депутаты горят в котле адского пламени. Заболотная объяснила свой поступок тем, что работа не вписывается в контекст вы ставки. Художественное сообщество увидело в этом жесте акт цензуры. Куратор Александр Соловьев уволился, а ряд художников объявили «Мыстецькому Арсеналу» и предстоящей биеннале бойкот. «Позиция бойкотирующих не меняется, — ответил нам Никита Кадан. — Надо помнить, что Арсенал остается репрезентативной государственной институцией, а непосредственной причиной цензуры стала вовлеченность музея во властно-клерикальную пропаганду. Выставку Великое и величественное Наталья Заболотная «зачистила», именно готовя ее к посещению Януковичем и иерархами православной церкви Московского патриархата». Для пострадавшего автора уничтоженной картины Владимира Кузнецова участие в «Евромайдане» подкреплено последовательной политической позицией: «Некоторые художники активно солидаризируются с Майданом, рисуют протестные лозунги, пламенно выступают против репрессивной системы и в то же время свободно позволяют себе выставляться в Арсенале. А ведь директор этой госинституции так и не признала факта цензуры». Большинство сходится на том, что пора действовать. «Сейчас время агитплакатов, а не картин, время баррикад, а не инсталляций, — говорит акционист Александр Володарский. — Художник может либо превратиться в активиста, либо отойти в сторону».

То же самое очевидно и для Николая Ридного («Критически мыслящие художники и граждане относятся к протестам с определенной дистанцией, но не сидя дома»), и для ставшего уже галерейным стрит-артиста Саши Курмаза (Гомера) («Быть здесь и сейчас, делать все от себя возможное: вести агитацию, составлять и распространять, освещать и защищать, бороться и самоорганизовываться!»). Похоже даже, что сегодня не художники вдохновляют народный протест, а он сам вдохновляет художников. «Рояль, играющий в захваченной мэрии, новогодняя елка, отчасти разобранная на баррикады, ставшая платформой для агитации, даже глупое и бессмысленное разрушение памятников и попытки обывателей отколоть себе кусочек Ленина — все это в какой-то мере живые художественные акты, которые еще не расставлены по галереям», — говорит Володарский. «Баррикады, которые активисты соорудили из конструкций от «йолки», — это действительно шедевр!» — считает Хоменко. Что касается прогнозов, то если Леся Хоменко не думает, что Майдан принципиально что-нибудь изменит, «почва для трансформаций в искусстве была заложена еще до этих последних событий», то Ридный уверен, что искусство после Майдана станет «еще более социально и политически ангажированным». Есть и позитивный настрой. «Под влиянием протестов ситуация обновляется, возникают политика, конфликты, речь и мысль. И возможно, кто-то, ктораньше сохранял нейтралитет, теперь найдет в себе силы не поддерживать цензуру и пропаганду нынешнего режима», — предполагает Никита Кадан. Своим взглядом на «Евромайдан» поделился и известный противник радикальных жестов Александр Ройтбурд: «Сам Майдан я считаю потрясающим артефактом, прививкой реальности, заставившей иначе посмотреть на актуальные, радикальные и протестные процессы. Этот выброс энергии не может пройти бесследно для искусства. «Не протестное» искусство на Майдане представлено может быть серьезнее, чем протестное. Некоторые вполне камерные художники отстаивают ночные дозоры без всякого пиара». - Анна Ландихова

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+