18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Щелкунчик» в Париже

№50
Материал из газеты

Выставка работ Михаила Шемякина, посвященная знаменитому балету, прошла во Франции

Приуроченная к Рождеству и новогодним праздникам экспозиция разместилась в Российском духовно-культурном центре на набережной Бранли. Здесь можно было увидеть эскизы костюмов и декораций ко всемирно известному балету, а также созданные по мотивам «Щелкунчика» скульптуры, ювелирные изделия и фарфор.

Новая веха в истории многочисленных постановок балета «Щелкунчик» на ведущих мировых сценах началась в 1999 году, когда художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев предложил Михаилу Шемякину сделать новый спектакль по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана на музыку Петра Чайковского. В результате художник не только создал эскизы декораций и костюмов, но и стал автором самой постановки в Мариинке 2001 года. Опираясь на либретто и сценарный план балетмейстера Мариуса Петипа, Шемякин придумал новый мир с элементами гротеска, странностями и перевоплощениями. Персонажей «Щелкунчика» художник облачил в невероятные костюмы и поместил в сказочный, фантастичный декор, где каждая деталь, каждый элемент были продуманы, внимательно отобраны мастером.
Сам художник признавался, что вдохновение он черпал в музыке Чайковского: «Новая интерпретация (Гергиева. — TANR) раскрыла для меня всю мощь этого предсмертного произведения великого композитора, мощь, которая теряется в традиционных постановках, зачастую сводящихся к детским утренникам».

По словам Михаила Шемякина, «задача новой постановки „Щелкунчика“ — вернуть сказке гофмановский дух, а также соединить изобразительную часть с музыкальным драматизмом Чайковского; и в чем-то воскресить оригинальное либретто Петипа, со временем искаженное и подзабытое».

Михаил Шемякин подготовил огромное количество эскизов костюмов и декораций, зарисовок к балету, мизансцен, движений персонажей, по которым работал хореограф Кирилл Симонов. Позже по этим эскизам художник создал трехмерные изображения персонажей в дереве и полистироле, а также ювелирные изделия и фарфоровые фигурки, ряд которых был представлен на парижской выставке. В частности, в Российском духовно-культурном центре на набережной Бранли можно было увидеть коллекцию авторских украшений из драгоценных камней, металла и цветной эмали по мотивам произведений Шемякина, выпущенную художником совместно с ювелирным домом Sasonko.

Специально к премьере коллекции, состоявшейся осенью 2016 года, ювелирный дом открыл авторские салоны художника в Москве и Санкт-Петербурге. На выставке также была показана скульптура Михаила Шемякина из фарфора, выполненная в мастерских легендарного Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+