Бум благоустройства, охвативший Москву, добрался и до музеев. Крупнейшие из них конкурируют за посетителей с городскими парками, скверами, кафе. Благоустроенные дворы уже есть у Музея Москвы, Московского музея современного искусства (ММОМА), Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева. Свой двор на Крымском Валу обновила Государственная Третьяковская галерея. Летом столичные власти утвердили проект благоустройства территории вокруг Политехнического музея на Лубянской площади. Концепция архитектурного бюро Wowhaus предлагает перед входом в музей озелененный амфитеатр и объединение Никольской, Рождественки, Мясницкой, Маросейки и Покровки в единую пешеходную зону.
Каждый уважающий себя музей сегодня имеет образовательную программу: лекции, мастер-классы, детские занятия. Музей современного искусства «Гараж» славится своим «Арт-экспериментом» для детей и родителей. В Музее-мастерской Д.А.Налбандяна (входит в Музейно-выставочное объединение «Манеж») запустили «Обучение планшетной грамоте» пенсионеров. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина разместил на своем YouTube-канале видеогид для глухих и слабослышащих. ММОМА открыл «Московский Арт Клуб» (МАК), где можно непосредственно пообщаться с художниками и искусствоведами. А Третьяковка начала пропагандировать свою коллекцию ХХ века на Крымском Валу вместе с Московским метрополитеном: по Кольцевой линии запущен яркий поезд с наглядным конспектом основных вех в истории искусства ХХ века и создан сайт «Интенсив 20», где за полчаса можно узнать главное о русском авангарде. По прогнозам музея, в этот проект до мая 2017 года волей-неволей будет вовлечено 15 млн человек.
Борьба за неприкосновенность «духовных скреп» стала новой российской традицией последних лет. Но если в начале 2010-х под удар попадали действительно провокационные экспозиции, затрагивающие религиозные («Духовная брань» в Москве и Icons в Санкт-Петербурге) и политические темы («Добро пожаловать в Сочи-2014» в Перми) темы, то сейчас в зону риска попадает практически любое кураторское высказывание. Так, главным скандалом 2015 года стал разгром активистами православного движения «Божья воля» Дмитрия Цорионова (Энтео) выставки «Скульптуры, которых мы не видим» в Манеже. Были повреждены четыре работы Вадима Сидура (1924–1986), ущерб составил свыше 1 млн руб. Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении погромщиков, а Следственный комитет утроил проверку самой выставки по статье 282 Уголовного кодекса РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Осенью 2016 года Центр фотографии им. братьев Люмьер в Москве закрыл выставку американского классика Джока Стерджеса «Без смущения», безосновательно обвиненную блогером Еленой Миро и детским омбудсменом Анной Кузнецовой в педофилии. Месяц спустя петербургские зоозащитники и депутаты потребовали закрыть выставку Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты» в Государственном Эрмитаже. Музей обвинили в пропаганде жестокого обращения с животными и запустили в Сети хештег #позорэрмитажу. Минкульт предпочел дистанцироваться от конфликта, заявив, что не считает нужным вмешиваться в выставочную политику музея.
Магазины с сувенирами — такая же часть музейной культуры, как гиды, смотрители и буфетный кофе с пирожным. В России музейные лавки с приличным ассортиментом все еще можно пересчитать по пальцам. Самым большим спросом в них пользуются фирменные сувениры с изображением знаковых музейных экспонатов вроде платков по мотивам «Демона» Михаила Врубеля или «Лунной ночи на Капри» Ивана Айвазовского, продающихся в магазине ГТГ. Этой осенью здесь можно было купить авторские реплики скульптур Леонида Сокова, выпущенные ограниченным тиражом к его выставке «Незабываемые встречи», а также очень популярные последние пару лет значки с классикой русского авангарда («Черный квадрат», «Женщина с граблями», «На сенокосе» Казимира Малевича) от Heart of Moscow.
Обменные выставочные блокбастеры, моментально выстраивающие вокруг музеев многочасовые очереди, — еще одна характерная черта последней пятилетки. Главные хиты отчетного периода — «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» в Третьяковке, «Древнее искусство провинции Шаньси» в Государственном историческом музее — пока посвящены старому искусству, но, судя по огромному числу зрителей, останавливаться на этом наши музеи не станут. Также важным событием культурной жизни стали привозные сольные экспозиции Тициана, Караваджо и Рафаэля из итальянских собраний в ГМИИ им. Пушкина.
Большие академические музеи в России всего за несколько лет совершили тихую революцию, впустив в свои залы актуальное искусство. Увереннее всего в эту сторону движется Государственный Эрмитаж: в 2014 году в Главном штабе прошла Европейская биеннале современного искусства Manifesta под кураторством Каспера Кёнига, а нынешней осенью знаменитому бельгийцу Яну Фабру отдали залы фламандской живописи. Третьяковская галерея пустила в экспозицию ХХ века соцартиста Леонида Сокова. ГМИИ им. Пушкина, и до этого эпизодически показывавший современных мастеров, теперь сделал это традицией (за последние годы в главном здании музея можно было увидеть выставки Вима Дельвуа, Ирины Наховой, Виктора Пивоварова, Александра Пономарева) и пошел еще дальше, создав отдел кино- и медиаискусства, который представляет в усадьбе князей Голицыных эффектные мультимедийные проекты под общим названием «Дом впечатлений».