18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Все грани творческого простодушия

Наивное искусство давно перестало считаться маргинальным явлением, но серьезные масштабные проекты ему по-прежнему посвящают нечасто. На этот раз Московский музей современного искусства подготовил внушительную выставку из 500 работ c конца XIX до начала XXI века из собственного собрания, Музея русского лубка и наивного искусства, а также частных коллекций. Проект — часть Московского международного фестиваля «Фестнаив», который с 2004 года занимается популяризацией наива «как одного из самых глубоких и одновременно простых для восприятия явлений современного искусства». В экспозиции два раздела. В первом под названием «Простецы vs мудрецы» художники-любители встанут в один ряд с профессионалами, так или иначе испытавшими влияние наива. На примере последних зрителям покажут, как «признанное» искусство обращалось к аутсайдерскому, подпитываясь его образностью и языком.

Среди «мудрецов» — авангардисты Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Роберт Фальк, концептуалисты Сергей Ануфриев и Илья Кабаков, и даже основатель Новой академии Тимур Новиков. Рядом — работы наивных художников, то есть «простецов», получивших признание: хорвата Ивана Генералича, грузина Нико Пиросмани, француза Анри Руссо. Из отечественных самородков сюда включены Елена Волкова, Павел ­Леонов и Катя Медведева. Есть там и художники, которых невозможно с уверенностью отнести ни к «мудрецам», ни к «простецам». Как, например, Натта Конышева, формально профессиональный художник, но по духу близкий наиву. Старшему поколению примитивистов наследует вторая часть выставки — «Сотворение мира» с графикой, живописью и скульптурой современных наи­вистов из России и еще восьми стран ближнего и дальнего зарубежья. Их работы прошли конкурсный отбор в различных номина­циях.

Московский музей современного искусства
Наив, но и…
2 февраля – 1 мая

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+