18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Премия газеты вручена в пятый раз

2 февраля в московском Манеже в пятый раз вручили премию газеты The Art Newspaper Russia. Лауреаты в номинациях, совпадающих с рубриками газеты, получили призы — скрещенные, как стрелки часов, башенки — Спасскую и Биг-Бен

Юбилей обязывает — и церемония вручения премии в Манеже вышла впечатляющей. От пометок в приглашениях «дамы в красном» (красный — фирменный цвет The Art Newspaper Russia) и до грандиозной лестницы-сцены, воздвигнутой в глубине Манежа, — все было подчеркнуто торжественным. Шоу вручения наград — самая важная часть премии: денежного приза у нее нет, только скульптура Сергея Шеховцова (накануне в редакции художник собственноручно подписал весь тираж из пяти штук). Поэтому театральный номер, посвященный каждому лауреату, служит своеобразным даром и знаком признания его заслуг. Театрализованное шоу было подготовлено режиссерско-продюсерской группой Алексея Аграновича и Кирилла Преображенского, а также Анной Наумовой, отвечающей за сценографию.

Церемонию открыла издатель международной сети The Art Newspaper Инна Баженова, поблагодарившая партнеров (среди которых Департамент культуры города Москвы, Газпромбанк Private Banking, Центральный выставочный зал «Манеж», BMW Group Россия, Four Seasons Hotel Moscow, MaximiliaN London, компания Simple) и пригласившая на сцену заместителя министра культуры РФ Александра Журавского. «Феномен культурных очередей — это прекрасно, и замечательно, когда есть издание, отмечающее вклад людей культуры», — сказал он.

Главный редактор российского издания Милена Орлова, в свою очередь, напомнила, что премия формируется на основе мнения редакции газеты The Art Newspaper Russia. Она приветствовала присутствовавших в зале английских коллег, в том числе основателя и редакционного директора The Art Newspaper Анну Сомерс Кокс, специально приехавшую в Москву. Поблагодарила Милена Орлова и издателя, отметив, что Инна Баженова сделала все, чтобы издание крепло и расширялось.

Театр в театре и рассыпающийся и вновь собирающийся пазл — эти форма и тема были сквозными в представлении. Учитель и Ученик, две маленькие фигурки, запертые в своей коробочке-сцене, рассуждали об истории, времени и музеях, знаниях и книгах, о тщете усилий и вечности надежд. Они то почти собирали, то разрушали некий пазл, символизирующий усилия всего того художественного сообщества, которое заполняло зал.

Первый приз вручали за «Личный вклад». На сцену один за другим поднимались люди: коллекционеры, художники и члены их семей, кураторы — все те, кто внес свой вклад в переданную в дар парижскому Центру Жоржа Помпиду коллекцию из 357 работ 65 отечественных художников второй половины XX века. С каждым на сцену вступал музыкант, и в финале многоголосье, написанное современным композитором Александром Маноцковым, слилось в мощнейшую коду. «За щедрость и способность объединять» — с такой формулировкой главный приз получил Благотворительный фонд Владимира Потанина. Специальными дипломами «за вклад в развитие, исследование и продвижение русского искусства» были награждены директор Центра Жоржа Помпиду Бернар Блистен, вдохновитель, идеолог и куратор выставки с российской стороны Ольга Свиблова, куратор выставки с французской стороны Николя Люччи-Гутников.

Справка

Номинация «Личный вклад»

Благотворительный фонд Владимира Потанина, Бернар Блистен, Ольга Свиблова и группа дарителей. Выставка «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000: уникальный дар музею» (14 сентября 2016 года — 2 апреля 2017 года, Центр Жоржа Помпиду, Париж).

Еще…

Приз вручила Стелла Кесаева — глава Stella Art Foundation, троекратный комиссар павильона России на Венецианской биеннале и прошлогодний лауреат Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад». Награду приняли президент Благотворительного фонда В.Потанина Лариса Зелькова и генеральный директор фонда Оксана Орачева. Рассказывая о проекте, Лариса Зелькова отметила, что для всех его участников и организаторов было крайне важно сделать историю, которой можно гордиться. «Это проект про то, как быть щедрым, как любить искусство и как показывать его другим», — сказала она.

К микрофону были также приглашены директор Центра Помпиду Бернар Блистен и директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, без которой, по словам французского гостя, проект бы не реализовался. «Это мистика, но мы собрали за год более 300 работ. В эту ужасную эпоху, в которую мы живем, есть политика дружбы, и я верю в нее», — сказал Блистен со сцены.

«Все, что мы делали, мы делали из любви к русскому искусству, — заверила Ольга Свиблова. — Русских людей нечасто удается соединить на позитивные свершения. Все коллекционеры, которых назвали здесь, делали дары от всего сердца. Когда мы праздновали открытие выставки в Центре Помпиду, один из коллекционеров сказал: „Боже, как трудно было отдавать! И как хорошо, что мы это сделали!“».

«Выставка года» в нынешнем году тоже отчасти про способность к единению. Ею стала экспозиция шедевров из коллекции Сергея Щукина в парижском музее Фонда Louis Vuitton. Она объединила более 130 произведений, впервые встретившихся после того, как волею судеб собрание Щукина было поделено между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Эта выставка и сейчас, спустя четыре месяца после открытия, собирает в Париже очереди. На тему единения и неизбежного расставания по чужой воле поставил печальный пластический номер хореограф Олег Глушков (работавший в кино с Валерием Тодоровским над фильмом «Стиляги», а в театре — с Тимофеем Кулябиным и Романом Самгиным).

Справка

Номинация «Выставка года»

Выставка «Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина» (22 октября 2016 года — 5 марта 2017 года) в музее Фонда Louis Vuitton. Премию получила куратор выставки Анна Бальдассари.

Еще…

Награду из рук советника по сотрудничеству и культуре посольства Франции в России Оливье Гийома принял внук Щукина, исторический консультант выставки «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина» Андре-Марк Делок-Фурко. По его словам, выставка коллекции Сергея Ивановича Щукина — самая успешная в Париже за последнее время. «Уже 800 тыс. посетителей сегодня, а выставка открыта еще месяц. Так что мы надеемся побить рекорд „Титаника“», — пошутил он, а после уже серьезно отметил, что сегодня, с вручением премии, Щукин вернулся в Россию.

Награду в номинации «Музей года» вручал лауреат самой первой Премии The Art Newspaper Russia в этой номинации, председатель правления Еврейского музея и центра толерантности Борух Горин. «„Хороший музей — это время, которое уложилось в пространство“. Это цитата Орхана Памука, и мне радостно, что я с ним согласен и приветствую победителя», — сказал он перед оглашением лауреата, которым стал Московский музей современного искусства (MMOMA). Приз получили его директор Зураб Церетели и исполнительный директор Василий Церетели.

Справка

Номинация «Музей года»

Московский музей современного искусства (MMOMA). Премию получили директор музея Зураб Церетели и исполнительный директор Василий Церетели.

Еще…

Подарком победителю стал видеоперформанс, сделанный специально для премии в залах музея художницей Сашей Пироговой, одной из тех, кто будет нынешней весной представлять Россию на Венецианской биеннале современного искусства. Снятые в холодной, отчужденной манере персонажи к концу видео оживают, доказывая, что «блестящая музеефикация новых имен и актуальных художественных практик» (с такой формулировкой победил MMОMA) не означает их умерщвления. Видеоперформанс шел под космическое пение Нино Катамадзе и группы Insight.

«Книга года» была отмечена видеороликом по мотивам сочинений учеников художественной студии «ДЭЗ № 5» Михаила Лабазова о картинах Кузьмы Петрова-Водкина. Сидя на подушках на полу Третьяковской галереи, малыши и тинейджеры размышляли о «Красном коне» и «Петроградских мадоннах» художника: то наивно, то обостренно точно, как умеют только дети. Одновременно на сцене струнный квартет учеников Детской музыкальной школы им. Танеева играл фантазию Александра Маноцкова на темы живописи Петрова-Водкина, будто нестройно и сбиваясь, но неуклонно продвигаясь к совершенству.

Справка

Номинация «Книга года»

Кузьма Петров-Водкин и его школа (1920–1930-е) / Авт.-сост. И. И. Галеев. М.: Галеев-галерея, 2015.

Еще…

Вручила приз Ирина Прохорова — главный редактор издательства «Новое литературное обозрение», сооснователь благотворительного Фонда Михаила Прохорова и лауреат Премии The Art Newspaper Russia за 2015 год в номинации «Книга года». Получил статуэтку премии автор-составитель двухтомника галерист Ильдар Галеев, выразивший признательность всем, кто работал над книгой. В десятилетнем проекте, как уточнил он, участвовали 27 музеев и институций и 17 авторов.

Награду за лучшую реставрацию года вручал руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, заверивший, что ему особенно приятно передавать ее коллегам-реставраторам. Приз приняли реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа Валерий Бровкин, заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа Виктор Коробов и хранитель нидерландской живописи XV–XVI веков отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Николай Зыков.

Справка

Номинация «Реставрация года»

Отдел научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа во главе с Татьяной Барановой, лаборатория научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа во главе с Виктором Коробовым, художник-реставратор Валерий Бровкин. За реставрацию полотна Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну» (1435–1440).

Еще…

Номер, посвященный реставраторам и завершивший церемонию, заставил зал ахнуть. Казалось, что все погибло: Учитель покинул своего Ученика, банда вандалов с молотками и битами уничтожили пазл, который так долго собирали философствующие персонажи, разрушили дерево с зажженными героями премии огоньками, разорвали виртуальное полотно Рогира ван дер Вейдена. Но даже когда один из вандалов выбил стойку микрофона у певицы на сцене, волшебная ария не умолкла. И вот уже на прежнее место возвращается дерево с огнями, на экране появляется отреставрированное полотно, а за стол к бывшему Ученику, ставшему Учителем, садится совсем юный последователь.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+