Итальянский модный дом Fendi известен своим трепетным отношением к объектам истории и искусства, связанным с его родиной. Начиная с восстановления Дворца итальянской цивилизации (или «квадратного Колизея») и заканчивая реставрацией небольших исторических памятников, Fendi старается постоянно укреплять связь с культурным наследием Италии. Этим же идеалам служит и новая выставка во Дворце итальянской цивилизации, который, к слову, после реставрации перешел в ведение марки и стал штаб-квартирой Fendi. В конце января на первом этаже палаццо открылась выставка «Матрица» итальянского скульптора, яркого представителя течения arte povera Джузеппе Пеноне, которая продлится до 16 июля.
Пеноне творит уже 40 лет и давно зарекомендовал себя одним из самых оригинальных современных скульпторов. Он ставит деревья на макушки корнями вверх, собственными руками вырубает из деревянных колоссов тонкие фигуры, наполняет музейные залы сухими листьями или собирает их в кучу и падает в них ничком, рисует человеческие лица колючками, а отпечатки пальцев делает объемными и выливает их из бронзы, спиливает годичные кольца деревьев по окружности до тонкого скелета или, наоборот, опустошает внутри, оставив одинокую трубу из коры. Для него искусство — это всегда связь человека с природой.
Как объясняет сам Пеноне, каждая его работа меняется в зависимости от места, где она установлена, и все они ведут диалог с пространством и меняют его восприятие. Они рождаются из единения материи и места и в то же время выходят из риторики материалов и культуры, подчеркивают контраст между необходимыми вещами и пустой демагогией.
Курирует выставку Массимилиано Джони, естественно, тоже итальянец, художественный руководитель Нового музея в Нью-Йорке и куратор 55-й Венецианской биеннале современного искусства. Выставка работ Джузеппе Пеноне — важное институциональное событие, поскольку собрала в одном месте лучшие работы художника наряду с новыми произведениями, созданными специально для нее, и редкими экспонатами, которые показывают в Италии впервые. Вся экспозиция выстроена как загадочная иллюзия присутствия природы внутри замершего каменного пространства первого этажа палаццо. Как всегда у Пеноне, это диалог — на этот раз истории, культуры, времени и естества природы.
Название выставке дало одно из самых впечатляющих произведений автора — «Матрица», 30-метровая скульптура из ствола ели. Дерево, распиленное вдоль на две половины, с вырезанной сердцевиной, открывает прошлое старой ели, показывая, как статичный предмет может постоянно меняться внутри.
На выставке можно увидеть знаменитое на весь мир произведение «Повторяя лес». Ряд тонких стволов на объемных основаниях — не что иное, как вырезанные из цельных бревен скульптуры, которые обнажают скелет дерева. Другая серия, «Каменные листья», демонстрируется в Италии впервые. Фрагменты стволов и капителей древних колонн висят на тонких ветвях деревьев, которые склоняются под тяжелыми глыбами, — понятная аллегория связи природы и истории в исполнении Джузеппе Пеноне. Отдельного внимания заслуживают полотна из серии «Контакт» — огромные картины с еле различимыми фрагментами человеческого лица, которые выложены тысячами шипов акации. Острые, но нежные колючки показывают даже не лица, а будто их мимолетное проявление на холсте, похожее на след отпечатка пальца. Помимо многих других произведений, выставка включает две скульптуры, установленные за пределами дворца; одна из них — 20-метровая «Ель» — создана специально для этой выставки и предстала перед публикой впервые.