18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Древо жизни

№50
Материал из газеты

В штаб-квартире дома Fendi в Риме открылась выставка одного из самых оригинальных скульпторов современности — Джузеппе Пеноне

Итальянский модный дом Fendi известен своим трепетным отношением к объектам истории и искусства, связанным с его родиной. Начиная с восстановления Дворца итальянской цивилизации (или «квадратного Колизея») и заканчивая реставрацией небольших исторических памятников, Fendi старается постоянно укреплять связь с культурным наследием Италии. Этим же идеалам служит и новая выставка во Дворце итальянской цивилизации, который, к слову, после реставрации перешел в ведение марки и стал штаб-квартирой Fendi. В конце января на первом этаже палаццо открылась выставка «Матрица» итальянского скульптора, яркого представителя течения arte povera Джузеппе Пеноне, которая продлится до 16 июля.

Пеноне творит уже 40 лет и давно зарекомендовал себя одним из самых оригинальных современных скульпторов. Он ставит деревья на макушки корнями вверх, собственными руками вырубает из деревянных колоссов тонкие фигуры, наполняет музейные залы сухими листьями или собирает их в кучу и падает в них ничком, рисует человеческие лица колючками, а отпечатки пальцев делает объемными и выливает их из бронзы, спиливает годичные кольца деревьев по окружности до тонкого скелета или, наоборот, опустошает внутри, оставив одинокую трубу из коры. Для него искусство — это всегда связь человека с природой.

Как объясняет сам Пеноне, каждая его работа меняется в зависимости от места, где она установлена, и все они ведут диалог с пространством и меняют его восприятие. Они рождаются из единения материи и места и в то же время выходят из риторики материалов и культуры, подчеркивают контраст между необходимыми вещами и пустой демагогией.

Курирует выставку Массимилиано Джони, естественно, тоже итальянец, художественный руководитель Нового музея в Нью-Йорке и куратор 55-й Венецианской биеннале современного искусства. Выставка работ Джузеппе Пеноне — важное институциональное событие, поскольку собрала в одном месте лучшие работы художника наряду с новыми произведениями, созданными специально для нее, и редкими экспонатами, которые показывают в Италии впервые. Вся экспозиция выстроена как загадочная иллюзия присутствия природы внутри замершего каменного пространства первого этажа палаццо. Как всегда у Пеноне, это диалог — на этот раз истории, культуры, времени и естества природы.

Название выставке дало одно из самых впечатляющих произведений автора — «Матрица», 30-метровая скульптура из ствола ели. Дерево, распиленное вдоль на две половины, с вырезанной сердцевиной, открывает прошлое старой ели, показывая, как статичный предмет может постоянно меняться внутри.

На выставке можно увидеть знаменитое на весь мир произведение «Повторяя лес». Ряд тонких стволов на объемных основаниях — не что иное, как вырезанные из цельных бревен скульптуры, которые обнажают скелет дерева. Другая серия, «Каменные листья», демонстрируется в Италии впервые. Фрагменты стволов и капителей древних колонн висят на тонких ветвях деревьев, которые склоняются под тяжелыми глыбами, — понятная аллегория связи природы и истории в исполнении Джузеппе Пеноне. Отдельного внимания заслуживают полотна из серии «Контакт» — огромные картины с еле различимыми фрагментами человеческого лица, которые выложены тысячами шипов акации. Острые, но нежные колючки показывают даже не лица, а будто их мимолетное проявление на холсте, похожее на след отпечатка пальца. Помимо многих других произведений, выставка включает две скульптуры, установленные за пределами дворца; одна из них — 20-метровая «Ель» — создана специально для этой выставки и предстала перед публикой впервые.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+