Московский музей современного искусства
За блестящую музеефикацию новых имен и актуальных художественных практик
Лауреаты предыдущих премий
Еврейский музей и центр толерантности
Открыт в ноябре 2012 года в памятнике архитектуры, Бахметьевском гараже Константина Мельникова. Проект разрабатывал американский архитектор Ральф Аппельбаум и его бюро. Инициатором создания музея выступила Федерация еврейских общин России. Это первый пример реализации столь масштабного замысла силами не государства, а общества. Музей подчеркивает вклад в его создание меценатов и частных лиц, одним из которых стал Владимир Путин, перечисливший в музейный фонд свою зарплату.
Мультимедиа Арт Музей, Москва
Благодаря музею и его основательнице Ольге Свибловой фотография ныне признана публикой как вид искусства. МАММ 2013 года — это и масштабные фотобиеннале, и конкурс «Серебряная камера», и такие выставочные хиты, как работы Ильи Кабакова и Эль Лисицкого, экспозиция Ребекки Хорн, показ коллекции Дэмиена Херста. Основанная при музее Школа Родченко выпускает самых перспективных молодых художников. Музей сумел создать и свою зрительскую аудиторию — мобильную и открытую.
Государственный Эрмитаж
250-летие — хороший повод дать премию музею, который и так всегда остается самым большим и важным из российских. Ко всем достоинствам Эрмитажа в 2014 году добавилось еще одно: в более чем непростых обстоятельствах Эрмитаж рискнул на несколько месяцев принять у себя Европейскую биеннале современного искусства Manifesta, показав пример российским коллегам. И окончательно открыл новое пространство в реконструированном Главном штабе, переведя туда коллекцию импрессионистов.
Музей современного искусства «Гараж»
Основанный в 2008 году как Центр современной культуры, «Гараж» в июне 2015‑го переехал в новое здание в Парке Горького, отвечающее его нынешнему статусу музея. Павильон ресторана «Времена года» 1968 года постройки был реконструирован по проекту голландского архитектора Рема Колхаса и его бюро ОМА. У музея появилась возможность показывать масштабные выставки, такие как первая в России ретроспектива Луиз Буржуа, и развернуть исследовательские, архивные и образовательные проекты.
Московский музей современного искусства сейчас называет себя аббревиатурой ММОМА, намекая на прообраз всех музеев современного искусства — нью-йоркский МоМА. Такая отсылка вполне оправданна: в Москве и в России
ММОМА — первый музей современного искусства, отчетливо продекларировавший свою специализацию.
Возник музей в 1999 году по инициативе президента Российской академии художеств Зураба Церетели — его личное собрание работ западных модернистов стало основой коллекции, город предоставил историческое здание на Петровке. Знаменитый скульптор-монументалист призвал руководить новой институцией своего внука Василия Церетели, получившего художественное образование в Нью-Йорке.
С тех пор музей разросся (теперь у него пять площадок) и расширил свою коллекцию, покупая работы современных российских художников. При музее существуют «Свободные мастерские» для художников (1,5 тыс. выпускников), издается журнал «Диалог искусств», работают книжные магазины, кафе, учрежден «Московский Арт Клуб», есть детская программа, акции для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Масштаб деятельности ММОМА легко оценить, взглянув на 70 выставок 2016 года. Это и персоналки художников среднего поколения, часто первые в их карьере. Достаточно назвать Андрея Кузькина, именно за свою выставку в ММОМА получившего Премию Кандинского в номинации «Проект года», Виту Буйвид с ее «фотоживописью», вышедшего из граффити Валерия Чтака, группу «МишМаш».
Это и выставки в рамках программы поддержки молодого искусства, в том числе участников «Свободных мастерских» . Это несколько выставок на Московской молодежной биеннале. Это выездные выставки в Дюссельдорфе, Екатеринбурге, Норильске. Это проект самого авторитетного на мировой сцене российского куратора Виктора Мизиано «Удел человеческий». И снискавший популярность культурологический проект про пишущие машинки «1000 ударов в минуту».
Это исследовательские выставки, посвященные истории российского искусства: «Вертограды Михаила Шварцмана» — кураторский взгляд Сергея Хачатурова на творчество живописца-метафизика 1960–1970-х годов, история петербургской группы перформансистов «Новые тупые» 1990-х, история студии Элия Белютина (1950-е). Наконец, это громкие гастроли мировых звезд, таких как немецкий скульптор Стефан Балкенхол.
В условиях конкуренции, когда и крупнейшие федеральные музеи, и частные фонды уделяют все больше внимания актуальным практикам, ММОМА активно проводит свою линию, лидируя в том, что касается современной российской художественной сцены. Музей дает зрителям возможность познакомиться со всем спектром художественных тенденций, от академической живописи до стрит-арта и перформанса, а российским художникам и кураторам — шанс войти в историю в расцвете своего таланта.
«Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина»
За дипломатический талант и зримый памятник выдающемуся коллекционеру
Лауреаты предыдущих премий
«Караваджо. Картины из собраний Италии и Ватикана». Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Впервые за пределами Италии было выставлено такое количество работ Караваджо — 11 картин. Выставка стала кульминационным событием Года Италии в России и открыла год 100-летия Пушкинского музея. Ее посетило более 240 тыс. человек. Такие проекты невероятно сложны в организации, и это событие во многом заслуга авторитета музея и лично его директора Ирины Антоновой.
«Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом». Государственная Третьяковская галерея
Первая персональная выставка такого масштаба на родине художницы — около 400 экспонатов. Помимо Третьяковки, произведения предоставили Русский музей и ряд крупнейших европейских и российских региональных музеев. Неудивительно, что выставка стала самой посещаемой в музее в 2013 году. Отличался проект и нетривиальным подходом к продвижению. Зрителей ждала интерактивная программа перформансов, музыкальных посвящений и лекций.
«Золотой век русского авангарда». Музейно-выставочное объединение «Манеж»
Режиссеры Питер Гринуэй и Саския Боддеке «оживили» более тысячи шедевров искусства первых десятилетий ХХ века. Лиля Брик, Василий Кандинский, Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд в исполнении молодых российских актеров разыгрывали истории из эпохи рождения и гибели русского авангарда. Впервые такой проект был заказан специально для России крупным западным авторам и профинансирован Министерством культуры РФ и Департаментом культуры города Москвы.
«Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». Государственная Третьяковская галерея
Ретроспектива творчества художника, представленная на выставке, помимо хрестоматийных произведений, включала несколько редких работ из зарубежных музеев и частных коллекций. Выставка снискала феноменальный успех и поставила рекорд посещаемости для экспозиции русского художника — 485 тыс. человек. Сам факт такого успеха, вошедший в анналы как «очередь на Серова», сделал выставку предметом широких дискуссий.
Моральный долг. Это понятие первым приходит на ум, когда думаешь о выставке коллекции Сергея Ивановича Щукина (1854–1936) в музее Фонда Louis Vuitton. Несомненно, выставка великолепна: по количеству шедевров на квадратный метр ее можно сравнить с собраниями великих музеев мира. Работами Пикассо, Матисса, Сезанна, Ван Гога, Брака и многих других мастеров заняты все четыре этажа здания. Но трудно забыть о печальной судьбе коллекционера, чье собрание впервые после разорения представлено если и не во всей полноте, то достаточно широко, чтобы оценить его уникальный размах и характер.
Всего в Париж приехало более 130 произведений из коллекции Щукина, то есть примерно ее половина. Свои экспонаты на выставку предоставили Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. К этому из Третьяковки и целого десятка других музеев добавились избранные произведения русского авангарда, созданные по следам визитов в частный музей Щукина в Москве. Эти работы вкраплены в экспозицию как комментарии к основному сюжету, предложенному куратором Анной Бальдассари. Не буквально, но точно по духу воспроизведено то, как картины висели в московском доме Щукина, согласно какой логике, какие образовывали группы, что было в кабинете, а что в гостиной, как складывались мини-коллекции самых любимых живописцев.
Отдельным аттракционом стал специально созданный фильм Питера Гринуэя и Саскии Боддеке, где героев выставки играют современные актеры. Авторы посвятили его известному эпизоду, когда Щукин заказал панно «Танец» Матиссу, азарту коллекционера, победившему предубеждения.
Художественная мощь этой эпохальной выставки только подчеркивает ее этическое значение — возвращение морального долга. Коллекция Щукина, как сотни других, была национализирована советским государством, а ее хозяин вынужден был эмигрировать во Францию. Долгое время сам факт происхождения работ импрессионистов и постимпрессионистов в собраниях двух государственных музеев — ГМИИ и Эрмитажа, между которыми коллекция была разделена в 1940-е годы, замалчивался. Лишь в постсоветскую эпоху российские музеи начали обсуждать эту тему — во многом благодаря усилиям наследников. Так, внук Щукина Андре-Марк Делок-Фурко, понимая, что реституция невозможна, просил хотя бы об элементарной справедливости — указывать, что эти произведения происходят из собрания его деда. В этом наследнику пошли навстречу. Однако у двух музеев — держателей частей щукинской коллекции, при всех благих намерениях, не нашлось возможности создать такой совокупный памятник коллекционеру, пока не появилась третья сторона — Фонд Louis Vuitton во главе с коллекционером Бернаром Арно. Так совместными усилиями родилась эта выставка — прекрасный компромисс, заставляющий, пусть и на время, повернуть историю вспять.
Рогир ван дер Вейден. «Святой Лука, рисующий Мадонну»
Реставраторам Эрмитажа — за возвращение шедевру мировой живописи первоначального вида, цвета и деталей
Лауреаты предыдущих премий
Арсенал в Нижнем Новгороде
Нижегородский Арсенал — пример профессиональной реставрации и перепрофилирования исторических зданий, актуальный для многих российских городов. После реставрации в здание переехал Приволжский филиал Государственного центра современного искусства. Директор филиала Анна Гор долго добивалась передачи памятника из военного ведомства арт-центру. Арсенал построен по проекту Антона Лепра в первой половине XIX века. Авторы проекта реставрации здания и превращения его в музей — Александр Епифанов и Евгений Асс.
Библиотека Алвара Аалто в Выборге
Премией отмечена многолетняя работа по реставрации памятника мировой архитектуры модернизма — библиотеки архитектора Алвара Аалто в Выборге. Здание, построенное в 1935 году, выстоявшее в период Великой Отечественной войны, но сильно пострадавшее в последующие десятилетия, реставрировалось финскими и российскими специалистами, ему возвращались исходные композиции помещений и уникальные материалы отделки. После реставрации в нем продолжает работать городская библиотека.
Фрески Гурия Никитина в Спасо-Преображенском соборе в Суздале
Роспись Спасо-Преображенского собора в Суздале считается последней работой прославленного иконописца XVII века, которую он завершил в 1689 году. Современная реставрация началась в 1968 году, проходила в несколько этапов и неоднократно прерывалась из-за недостаточного финансирования. Последний этап восстановления фресок проходил под руководством главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Владимира Сарабьянова.
Икона «Богоматерь Боголюбская». Третья четверть XII века
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря и Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник представили результаты многолетней реставрации памятника домонгольского периода, начатой Игорем Грабарем в 1918 году. Последний период работ занял около пяти лет. Была частично раскрыта первоначальная живопись. Это дало возможность увидеть замысел автора XII века, отличающийся от традиционной иконографии.
К артина Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну» многие годы находилась в постоянной музейной экспозиции в Романовской галерее Зимнего дворца, но ее истинного лица до проведенной реставрации публика и исследователи не знали.
Произведение, попавшее в 2013 году на стол художника-реставратора Валерия Бровкина в лаборатории научной реставрации станковой живописи, возглавляемой Виктором Коробовым, имеет богатую историю. «Евангелист Лука, рисующий Мадонну» появляется в Эрмитаже в середине XIX века по частям: в 1850 году приобрели правую половину с изображением святого Луки (она происходила из коллекции короля Нидерландов Виллема II), в 1884-м у парижского антиквара Антуана Бера выкупили левую половину с изображением Мадонны, прежде принадлежавшую жившей в изгнании во Франции испанской королеве Изабелле II. В 1854 году Федор Табунцов паркетировал доску со святым Лукой, в 1867-м Александр Сидоров перевел ее с дерева на холст, и в 1884 году он же соединил две половины в единое целое. В результате картина получила две реставрационные приставки: слева под ногами Мадонны и справа над головой евангелиста, где были добавлены недостающие куски живописи. Реставрационные записи на стыке двух частей широко перекрывали утраты авторского красочного слоя и за полтора века изменились в цвете и тоне. Лак, которым была покрыта картина, со временем сильно потемнел, полностью исказив первоначальный колорит. В отделе научной реставрации и консервации под руководством Татьяны Барановой начали с исследования картины в инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучах и изучения состава живописи. Затем постепенно были удалены потемневший слой лака и поздние реставрационные записи. По оставшимся кусочкам оригинальной живописи и на основании других вариантов картины были сделаны необходимые реконструкции. В итоге устранили тональную разницу между двумя половинами работы, оригинальный цвет совпал на обеих частях, и стало очевидным подлинное цветовое решение Рогира ван дер Вейдена. Завершенная в конце 2015 года реставрация открыла картину заново. Как известно, произведение ван дер Вейдена существует в четырех близких между собой вариантах: признанный оригинальным находится в Музее изящных искусств в Бостоне, еще два хранятся в Мюнхене и Брюгге. Теперь эрмитажная работа может уверенно считаться второй по времени создания авторской копией. После реставрации обнаружилось огромное количество нюансов изображения — стали видны мельчайшие фигуры, рябь на воде, кладка стен. Оказалось, что в келье святого Луки на столе стоит невидимая прежде чернильница, а на полке между книг лежит свиток; открылся изначальный синий цвет плаща Мадонны.
Не лишним будет отметить и то, что реставрация картины «Святой Лука, рисующий Мадонну» вслед за триптихом «Поклонение волхвов» Гуго ван дер Гуса — важный этап планомерной работы в музее над нидерландской живописью XV–XVI веков.
«Кузьма Петров-Водкин и его школа»
За открытие неизвестных прежде имен и деталей биографий художников круга Петрова-Водкина
Лауреаты предыдущих премий
История русского искусства. В 22 тт. / Т. 14. Искусство первой трети XIX века / Отв. ред. Г. Ю. Стернин / Государственный институт искусствознания. М.: Северный паломник, 2011.
Том посвящен золотому веку русской истории, пушкинской поре, и выпущен к 200-й годовщине Отечественной войны 1812 года. Новая книга — часть фундаментального 22-томного труда, первый выпуск которого вышел восемь лет назад, а последний на сегодняшний день — в прошлом году. Над ними работает полтора десятка ученых под редакцией Григория Стернина.
Русские художники на Венецианской биеннале. 1895–2013 / Отв. ред. Н. Ю. Молок. М.: Stella Art Foundation, 2013.
Сборник статей и документов приурочили к 100-летию павильона России на Венецианской биеннале. В нем впервые максимально подробно освещены дореволюционные русские выставки, курировавшиеся Ильей Репиным и Сергеем Дягилевым, представлены редкие фотографии, интервью, уникальные архивные материалы о российском участии в главной художественной выставке мира в советское и постсоветское время.
Книги совместной издательской программы Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem Press.
Впервые на премию было номинировано сразу несколько книг, объединенных единым издательским проектом. Плоды совместной деятельности «Гаража» и Ad Marginem Press исчисляются десятками. Помимо продуманной просветительской концепции и лаконичного дизайна, Александра Иванова и Михаила Котомина наградили за публикацию трудов Ханса Ульриха Обриста, Джона Берджера и Сьюзен Сонтаг, переведенных на русский впервые.
Серия «Очерки визуальности» под редакцией Галины Ельшевской. Издательство «Новое литературное обозрение».
Выходящая с 2003 года единственная в своем роде серия, из книг которой можно составить универсальную библиотеку по искусству. В ней уже опубликовано более 30 книг российских и зарубежных авторов, написанных в разных жанрах, предлагающих разные научные и эстетические подходы к описанию культурных процессов, начиная с истории живописи и заканчивая изучением цирка и места голоса в мировой культуре.
Исследовательский и издательский метод Ильдара Галеева характеризуют тщательность и подчеркнутое внимание к деталям, когда нет ничего второстепенного ни в архивно-исторических исследованиях, ни в атрибуции и искусствоведческих описаниях, ни в подаче материала.
«Галеев-галерея», существующая с 2006 года (до этого времени Галеев четыре года вел работу галереи «Арт-диваж»), организовала около 40 выставок, к каждой из которых выпущен научно фундированный каталог. Выставки и издания о творчестве известных мастеров, к числу «забытых» обычно не относимых, помогли осветить новые грани их таланта. Так произошло с показом произведений Николая Фешина (Галеев курировал его первую за более чем 40 лет выставку в Москве), графики живописца Роберта Фалька (его персональных выставок столица ждет уже давно), гравюрного наследия Дмитрия Митрохина, блестящего рисовальщика и иллюстратора.
Искусство гравюры — важная тема в проектах галереи Ильдара Галеева. Ей посвящены исследования творчества офортиста и ксилографа Василия Масютина, в 1920-м покинувшего Россию, Павла Шиллинговского — гравера-классика, по-пиранезиански воспевшего руины послереволюционного Петрограда и блокадного Ленинграда. Другие выставки Галеева посвящены теневым гениям 1920–1930-х годов. Наиболее важные из них — о забытых «художниках довоенного Ленинграда» (Галеев гордится изобретением этого понятия) и мастерах «третьего пути», «непримиримо тихих поэтах» Николае Лапшине и Владимире Гринберге. Существенным было открытие живописи Николая Тырсы и Константина Рудакова, а также определение вклада школ Михаила Матюшина, Павла Филонова и Казимира Малевича в создание книжной графики нового типа.
Помимо художественных проектов, «Галеев-галерея» занимается публикацией художественной литературы, включая современные романы (отметим «Фланер» и «Парад» Николая Кононова, уже ставшие новой классикой), и архивных документов (начат выпуск многотомного издания дневников Ивана Ювачева, отца знаменитого Даниила Хармса, изучаются и публикуются письма народного художника СССР Аркадия Пластова). Немало внимания уделяется галереей и русской художественной фотографии ХХ века. Здесь стоит упомянуть Макса Пенсона, выдающегося фотографа узбекского авангарда, или ленинградского художника-архитектора 1920‑х годов Бориса Смирнова.
Выявление круга Кузьмы Петрова-Водкина, отмеченное премией, — из этого ряда. Круг учеников и последователей художника впервые становится значимым фактом русского искусства после двух больших выставок в Москве и Санкт-Петербурге, к которым и было выпущено исследование Ильдара Галеева. Двухтомник, оформленный в красном, синем и желтом цветах («трехцветка» является основой метода Петрова-Водкина), не только открывает множество неизвестных имен и художественных явлений, но и делает круг этого художника таким же важным явлением, как окружение Матюшина, Филонова или Малевича.
«Коллекция!»: уникальный дар центру Помпиду. Благотворительный фонд Владимира Потанина, Бернар Блистен, Ольга Свиблова и группа дарителей
Коллекционерам, кураторам, художникам и их семьям — за щедрость и способность объединять
Лауреаты предыдущих премий
Дмитрий Аксенов и Сергей Скатерщиков
В январе 2012 года 70% акций австрийской ярмарки современного искусства VIENNAFAIR купили Сергей Скатерщиков, основатель Skate’s Art Market Research, и Дмитрий Аксенов, председатель совета директоров RDI Group. Купив затухающую венскую ярмарку, они превратили ее в одно из главных европейских событий года. Российские галереи и художники их стараниями были представлены интернациональному сообществу коллекционеров.
Роман Абрамович и Дарья Жукова
Деятельность фонда «Айрис», основателями которого являются Роман Абрамович и Дарья Жукова, имеет большой общественный резонанс. Помимо выставок мирового уровня в Музее современного искусства (до 2014 года Центр современной культуры) «Гараж», это и открытие образовательного и научного центра с архивом современного искусства, и издательская программа, и проект «культурной урбанизации» острова Новая Голландия в Петербурге.
Виктор Вексельберг
Основатель Культурно-исторического фонда «Связь времен», попечитель Еврейского музея и центра толерантности, самый известный в России коллекционер произведений ювелирного искусства фирмы Фаберже, создатель в 2014 году частного Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, обладатель премии «Меценат года. Год культуры — 2014». Значительная часть коллекции Виктора Вексельберга по-прежнему участвует в передвижных выставках по стране и за рубежом.
Стелла Кесаева
Комиссар павильона России на Венецианской биеннале современного искусства в 2011, 2013 и 2015 годах. При организационной и финансовой поддержке основателя фонда Stella Art Foundation в павильоне России прошли три выставки, за три года его посетило более 1 млн человек. Стелла Кесаева подняла представительство России на биеннале на новый профессиональный уровень. Каждая из выставок была сложной и эффектной инсталляцией.
Одним из главных событий 2016 года стала передача в дар Центру Жоржа Помпиду коллекции из 357 работ 65 отечественных художников второй половины XX века. Свой вклад в него внесли более 40 коллекционеров, художников и галеристов под эгидой Благотворительного фонда Владимира Потанина. Большинство работ было выкуплено фондом у владельцев, но и подарено было немало. В списке дарителей — фонд Игоря Цуканова, владельцы фонда «Екатерина» Владимир и Екатерина Семенихины, основатель Музея русского импрессионизма Борис Минц, издатель The Art Newspaper Russia Инна Баженова, арт-консультант Николас Ильин, коллекционеры Тамаз и Ивета Манашеровы и многие другие. Куратором выставки «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000: уникальный дар музею» (14 сентября 2016 года — 27 марта 2017 года) стала директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова (куратор с французской стороны — Николя Лиуччи-Гутников), и эта выставка во многом ее заслуга.
Выставка заняла почти весь четвертый этаж музея. Экспозиция, которая дополнила уже давно существующую в Центре Помпиду коллекцию русского авангарда, построена по хронологическому принципу — от нонконформизма 1950-х до неоконцептуализма конца 1990-х. Дальше, в 2000-е годы, по мнению организаторов, российское искусство уже вошло в общемировой контекст, поэтому одна из целей выставки — показать развитие искусства за железным занавесом, чтобы облегчить западному зрителю понимание современных российских авторов. Выставку «КОЛЛЕКЦИЯ!» по праву можно назвать исторической: она впервые провела прямые линии от нонконформистов к Новой академии и Тимуру Новикову, от соц-арта Комара и Меламида — к Олегу Кулику, от Бульдозерной выставки — к психоделическому реализму Павла Пепперштейна. Одной из важных целей коллективного дара отечественных коллекционеров была интеграция творчества художников-эмигрантов, давно живущих в Париже, в общий контекст российского искусства. И эта цель достигнута: удалось создать новый, обобщенный взгляд на историю развития советского неофициального искусства, предполагающий преемственность поколений там, где были разрозненные группы преследуемых и загнанных художников.