18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Париже судят Спайдермена, укравшего картины на €100 млн

Вор признался, что украл картины потому, что они ему понравились, а его сообщник-дилер заявил, что уничтожил картины Пикассо и Модильяни

Во французской столице начался процесс по делу об ограблении Музея современного искусства города Парижа весной 2010 года. По словам одного из подсудимых, пять украденных полотен оказались «в мусорном ведре».

За почти семь лет полиции так и не удалось найти произведения искусства, похищенные в ночь на 20 мая 2010 года сербским грабителем со стажем Вьераном Томичем. На счету 49-летнего преступника, получившего прозвище Спайдермен, уже 14 судимостей: рецидивист проникал в музеи и дома состоятельных граждан, карабкаясь по стенам. Дело парижского музея — самое громкое в «карьере» Томича. Обычно за подобные кражи суд приговаривает преступников к десяти годам лишения свободы, но балканский Человек-паук рискует получить в два раза больше, учитывая его богатое криминальное прошлое. Как сообщает интернет-портал artdaily.com, Томич (задержанный еще в 2011 году) заявил, что украл картины просто потому, что они ему понравились, и сравнил себя с искусным вором Арсеном Люпеном — грабившим зажиточных парижан обаятельным персонажем романов Мориса Леблана. Преступник признался, что планировал украсть лишь «Натюрморт с подсвечником» (1922) Фернана Леже, но удачно сложившиеся обстоятельства побудили его не ограничиваться похищением одной работы. Музейная сигнализация была на ремонте, камеры видеонаблюдения Томичу удалось заблаговременно отключить, а охранники, дежурившие той ночью, и вовсе не заметили, что в здании происходит неладное. Прогуливаясь по залам, сербский вор и любитель искусства решил воспользоваться случаем и прихватил с собой еще четыре картины: «Пастораль» (1905) Анри Матисса, «Оливковое дерево близ Эстака» (1906) Жоржа Брака, «Женщину с веером» (1919) Амедео Модильяни и «Голубя с зеленым горошком» (1911) Пабло Пикассо. Пропажу обнаружили на следующий день перед открытием музея. Злоумышленника, ценителя живописи ХХ века, сотрудники правоохранительных органов арестовали после анонимной наводки и отслеживания мобильного телефона. По словам председательствовавшего в понедельник судьи, ограбление было совершено с «обескураживающей легкостью».

На скамье подсудимых вместе со Спайдерменом находились двое сообщников, помогавших Томичу с транспортировкой и хранением картин, — арт-дилеры Жан-Мишель Корве и Йонатан Бирн. Последний утверждает, что «выбросил и уничтожил» украденные работы, и называет этот поступок «самой большой ошибкой в своей жизни». Следователи и судьи не склонны верить словам Бирна: по их мнению, арт-дилер «слишком умен» для того, чтобы так просто расстаться с произведениями, общая стоимость которых составляет более €100 млн. Вполне вероятно, что пропавшие картины были вывезены за пределы Франции, но, как считают эксперты, продать шедевры на открытом рынке невозможно. Чтобы подобные инциденты не повторялись, Музей современного искусства вложил €3 млн в полное обновление системы безопасности. При этом никто из сотрудников музея не был отстранен от работы.

Нераскрытое преступление в парижском музее не единственный случай хищения дорогостоящих предметов искусства в Европе за последние несколько лет. К примеру, летом 2015 года в Мадриде из дома друга и наследника Фрэнсиса Бэкона пропали пять картин английского художника-экспрессиониста, оцененных в €30 млн. По данным испанской газеты El País, воры воспользовались отсутствием хозяина и вынесли работы, предварительно заблокировав сигнализацию. Тридцать первого января полиция арестовала троих подозреваемых по делу. Ранее были задержаны еще пятеро участников банды грабителей. Местонахождение картин до сих пор остается неизвестным.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+