Матье Дельдик
Хранитель поместья Шантийи и Музея Конде
В 2012 году стал победителем конкурса Национального института наследия Франции. С 2013 по 2015 год — куратор национальных замков и дворцов Франции, проходил стажировки в Лувре и Музее Средневековья Парижа, Британском музее в Лондоне, Чикагском институте искусств. С 2015 года куратор отдела декоративно-прикладного искусства и живописи XV–XVI веков Музея Конде. Куратор выставки «Великий Конде — соперник „короля-солнца“ Людовика XIV». Автор статей о французской архитектуре и садово-парковом искусстве.
Вы приехали в Россию, чтобы забрать из Музея архитектуры «Альбом графа Северного», подарок принца Конде своему другу, будущему российскому императору Павлу I в 1782 году. При каких обстоятельствах альбом снова оказался во Франции и как возникла идея показать его на выставке в Москве?
Существует фраза: «Король Людовик XVI принимал графа Северного по-дружески, а принц Конде — по-королевски». О приеме в Шантийи Павла, скрывавшегося под именем граф Северный, говорили, будто бы в тот момент Франция показала все, на что была способна. Три дня не прекращались празднества. А перед отъездом будущего российского императора принц Людовик-Жозеф вручил ему подарок — альбом с гравюрами дворца, парка, садов и павильонов Шантийи, который позже станет основой при строительстве в России Гатчинского дворца. Но не только. По образу Шантийи был построен Михайловский дворец, а также созданы парковые ансамбли Павловска, поэтому мы не могли не показать его в России. Более века альбом находился здесь, но в 1930 году советское правительство решило его продать. По чудесному стечению обстоятельств он оказался на исторической родине.
Откуда возникла мода на подобные альбомы?
В конце XVIII века такие альбомы были очень востребованны. Это были своего рода дневники важнейших событий в рисунках. Самые известные из них — альбомы Трианона, которые Мария-Антуанетта дарила знатным посетителям Версаля. Причем художники часто не подписывались в них, потому что тогда такие альбомы не считались произведениями искусства, но были просто подарками.
Скоро во Франции открывается главная в Европе ярмарка графики — Салон рисунка. Каким образом Музей Конде будет участвовать в нем?
Наш музей располагает одной из крупнейших во Франции коллекций рисунка. Это более 3 тыс. экспонатов, включая самые громкие имена: Дюрер, Микеланджело, Рембрандт, Рубенс. Многие шедевры из нее до сих пор не демонстрировались публике. Салон рисунка — одно из важнейших культурных событий во Франции, ради которого в Париж съезжается огромное количество ценителей графики. Поэтому мы решили приурочить к нему открытие нашего кабинета графики. В экспозицию в пяти залах войдут ранние работы Микеланджело, работы Пармиджанино разных периодов, от ангелов до мадонн, большая коллекция Фра Бартоломео, Рафаэля — одним словом, целый срез итальянской графики от классического Ренессанса до маньеризма. В будущем мы планируем проводить по три выставки графики в год, чего не делает даже Лувр. Первой нашей выставкой, которая откроется 24 марта, будет «Беллини, Микеланджело, Пармиджанино. Расцвет Ренессанса».
Расскажите о самом Музее Конде. Как он возник и как формировалась его коллекция?
Музей образовался в Большом замке поместья Шантийи, который был разрушен после Реставрации, но вновь отстроен в 1835 году герцогом Омальским. Сын последнего короля Франции Луи-Филиппа, страстный коллекционер, он разыскивал и приобретал художественные произведения, принадлежавшие его предкам, но разбросанные в силу различных обстоятельств по Европе. В свое время владельцами замка были крупнейшие семьи Франции, включая Монморанси и принцев Конде — кузенов королей, поэтому в собрании находятся настоящие сокровища. Помимо 30 тыс. старинных книг, среди которых Библия Гутенберга и знаменитый Часослов герцога Беррийского XV века, здесь собрана редкая коллекция фарфора, множество гравюр и потрясающая живопись, в том числе самая большая коллекция портретов эпохи французского Ренессанса. У нас хранятся «Симонетта Веспуччи» Пьеро ди Козимо, «Три грации» Рафаэля, а также автопортрет Жана Огюста Энгра и его «Венера». Добавлю, что, кроме замка, в котором расположился музей, поместье включает в себя живописный парк со знаменитым ипподромом, возникшим в «галантный век». Каждый год там проходят скачки, на которые собирается весь цвет Франции. И все это в 25 минутах езды от Парижа.
Какие у Музея Конде планы? Какие выставки ожидают зрителей?
В сентябре мы откроем выставку, посвященную графике Никола Пуссена. Но главным событием сезона станет выставка вокруг полотна Пуссена «Избиение младенцев». В экспозицию войдут работы Фрэнсиса Бэкона и Пабло Пикассо. Для Шантийи это будет первым опытом внедрения модернистского искусства в его стены. Будет даже несколько современных художников, которые создадут произведения специально к этой выставке.
И кто же был инициатором такого новаторского для усадьбы проекта?
Идея принадлежит трем кураторам: главному хранителю Шантийи Николь Гарнье, экс-директору Лувра Пьеру Розенбергу и хранителю Музея Пикассо Лорану Ле Бону.
Что можно посмотреть в усадьбе, помимо кабинета графики и музея в замке?
В поместье проводятся экскурсии по историческим интерьерам. Второе интересное направление — залы с живописью из коллекции герцога Омальского. Сейчас мы занимаемся реставрацией его частных апартаментов, которые никогда раньше не показывали. Кстати, когда герцог завещал замок и свою коллекцию Франции, он приказал, чтобы предметы искусства никогда не покидали пределов усадьбы, поэтому их можно увидеть только у нас.
В замке мне очень нравятся две всемирно известные комнаты Сенжери. Они посвящены обезьянам и расписаны их изображениями. Обезьянки играют в людей, а люди — в обезьян. Во Франции XVIII века это животное ассоциировалось с человеком. Есть, например, рисунок, изображающий принца Конде со всеми его регалиями в образе обезьяны. Или картинка его супруги за туалетом в образе обезьяны. Все это демонстрировало, что любой человек должен относиться к себе с самоиронией. Забавно, но в это же время в Германии подобные вещи считались вопиющими и никто не мог себе такого позволить.
Бесконечно много можно рассказывать о парковых постройках Шантийи. Знаменитый Театральный зал, в котором открывался задник сцены, чтобы показать зрителям спектаклей грот Фетиды. «Деревушка», Амо (франц. hameau — «деревушка»), и примыкающий к ней англо-китайский сад, отражающий культ сельской жизни. Внутри сельские домики были роскошно обставлены, а обедали в них, сидя на лжепеньках. Сказалось увлечение Жан-Жаком Руссо, который пропагандировал возвращение к природе. Позже Мария-Антуанетта создала подобные домики в Версале.
Два раза в год у нас проходит фестиваль лучших садоводов мира. И знали ли вы, что родина знаменитого десерта — взбитых сливок — Шантийи? Здесь в «деревушке» можно попробовать лучшие десерты.
Поделитесь, с какими трудностями приходится сталкиваться хранителю коллекции.
Не будем забывать, что у нас все-таки не классический музей, а замок. Условия для хранения произведений искусства там невероятно сложные. К тому же, мы не являемся национальным музеем Франции, поэтому у нас есть два управляющих: это Институт Франции и частный фонд. Мы не получаем дотаций от государства и должны находить финансовую поддержку сами. Но в то же время у нас гораздо больше свободы, мы можем проводить реставрации, когда захотим.
Как вам удалось стать хранителем крупнейшей после Лувра коллекции графики в 27 лет?
Я хранитель Музея Конде уже три с половиной года. Расскажу, как проходило назначение. Был специальный конкурс Национального института наследия Франции, и молодые специалисты тоже могли принимать в нем участие. Я просто прошел конкурс. Тогда мне было 24 года, но это был уже мой второй важный пост. Раньше я работал в Министерстве культуры, курировал замки и поместья Франции, принадлежащие государству.
Салон рисунка и Неделя рисунка пройдут в Париже с 22 по 27 марта. С расписанием ярмарки, выставок и симпозиумов можно ознакомиться на официальном сайте Salon du Dessin.