18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Очеловеченная геометрия Эдуарда Штейнберга

№50
Материал из газеты

Выставка к 80-летию художника в Московском музее современного искусства

Глядя на реалистично изображенные пейзажи, не сразу понимаешь, кто же автор. Классик второго русского авангарда Эдуард Штейнберг (1937–2012) предстает на выставке в неожиданном ракурсе. При этом куратор Наталия Смолянская, готовившая ее к 80-летию художника, решила показать «всего» Штейнберга — здесь собраны работы 1960–2011 годов. В Московском музее современного искусства решили не ограничиваться самой известной его ипостасью — геометрическими  абстракциями, продолжающими и преображающими супрематические формы Малевича. В рисунках, акварелях, гуашах, коллажах открывается матрица, с которой затем были написаны многие абстрактные полотна.
Это картины-дневники, как их называл сам Штейнберг. Рыбная ловля, возвращение домой — самые обычные действия превращаются в ритуал. Зарисовки происходят в основном из Тарусы — города, где родился художник и где после освобождения из лагеря поселился его отец. Женские образы потом превратятся в птиц и станут частью метафизического натюрморта, а рыбы будут символизировать христианскую веру. Топология выставки, впрочем, не ограничивается Тарусой. Здесь будет показана и графика парижского периода, и зарисовки из деревни Погорелки.

И выставка, конечно же, не ограничится рамками реализма. «Деревенские» сюжеты Штейнберга часто сравнивают с «Крестьянским циклом» Казимира Малевича. И этот диалог возник, конечно, не случайно. Знания о русском авангарде Штейнберг приобрел от своего отца — Аркадия Штейнберга, выпускника Вхутемаса, не только художника, но и поэта, переводчика. Однако если Малевич доводит реалистические сюжеты до космических горизонтов, то Штейнберг, напротив, очеловечивает геометрию. Его метафизические сюжеты при этом десакрализованы подписями в духе Ильи Кабакова, с которым Штейнберг входил в объединение «Сретенский бульвар». Рядом с «портретом» супрематической крестьянки стоит подпись: «Фиса из г. Семёнова». Корни метафизики Штейнберга лежат не в идеях космизма, как у Малевича, но в «земной» христианской религиозности, философии Бердяева и Соловьева, близкой многим художникам неофициального искусства 1960-х.

Один из самых пронзительных сюжетов Штейнберга — «поминальные записки». Удивительно, как в его работах пересекались мир деревенского быта, не утерявшего связи с природой и верой, и современная культура. Художник писал, что стремится «быть почвенником в том смысле, который вкладывал в это слово Достоевский». И именно в деревенских зарисовках и эскизах это стремление читается особенно явно.  

Московский музей современного искусства
Эдуард Штейнберг. «Если в колодце живет вода...»
7 февраля – 19 марта

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+