18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Себе и людям: новые частные музеи

№50
Материал из газеты

TANR представляет обзор главных московских и петербургских частных музеев, возникших или представших в новом статусе в России за последние пять лет

Институт русского реалистического искусства

Дата открытия: 2011
Расположение: Москва, Дербеневская наб., Д. 7, стр. 31

В декабре 2016 года ИРРИ громко отпраздновал свое пятилетие полным переформатированием экспозиции. На трех этажах бывшей ситценабивной фабрики изменилось все: от логотипа до оформления выставочных залов. Значительно увеличились фонды ИРРИ, базирующегося на коллекции Алексея Ананьева, сейчас в них около 6 тыс. произведений 352 художников. Институт стал важным исследовательским и издательским центром, пропагандирующим реалистическое искусство ХХ века на высочайшем уровне современных музейных технологий.

Алексей Ананьев: «Я коллекционирую живопись периода, близкого мне и понятного. На вторую половину XX века пришлись мое детство и юность, поэтому все, что изображают художники того времени, я проживал вместе с ними, мне легко определить, что имел в виду тот или иной мастер. Собирая искусство этой эпохи, есть возможность приобретать картины у авторов или у прямых наследников, что снимает вопросы, касающиеся провенанса».


Музей Фаберже

Дата открытия: 2013
Расположение: Санкт-петербург, наб. р. Фонтанки , д. 21

Первый в России музей изделий фирмы Карла Фаберже, открытый в 2013 году, расположился в отреставрированном специально для него Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге. Учредителем этого частного музея выступил Культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный в 2004 году Виктором Вексельбергом для возвращения в Россию культурных ценностей. Все началось с приобретения коллекции предметов Фаберже, собранной американским издателем и бизнесменом Малкольмом Форбсом. Вскоре после этого фонд приступил к формированию собрания русского декоративно-прикладного и изобразительного искусства — на сегодняшний день оно насчитывает более 4 тыс. экспонатов.

Виктор Вексельберг: «Я очень рад, что в такое непростое время у нас появился музей, заново открывающий некоторые важные страницы российской истории. Наша страна — это целый мир, наполненный прекрасными произведениями искусства».


Музей современного искусства «Гараж»

Дата смены статуса: 2014
Расположение: Москва, ул. Крымский ва л, Д. 9, стр . 32

Музей современного искусства «Гараж», основанный Дарьей Жуковой в 2008 году как «центр современной культуры», сменил прописку и статус, став музеем в 2014-м, а с 2015-го окончательно обосновавшись в Парке Горького (куда во временный павильон из Бахметьевского гаража на улице Образцова он переехал в 2012 году) в бывшем ресторане «Времена года», реконструированном Ремом Колхасом. Эта реновация стала одним из лучших примеров перепрофилирования и приспособления памятника брежневского модернизма под нужды современного музея, позволив «Гаражу» проводить выдающиеся выставки, а также разместить свои коллекции и архивы, запустить многопрофильную исследовательскую и просветительскую программы.

Дарья Жукова: «Музей „Гараж“ был основан с учетом международного контекста, но теперь уже нас все больше признают во всем мире как международно значимую институцию, не только представляющую, но и созидающую культуру».


Музей Анатолия Зверева (Музей АЗ )

Дата открытия: 2015
Расположение: Москва, ул. 2-я Тверская-Ямская , д. 20–22

Открывшийся в марте 2015 года Музей АЗ посвящен одному художнику — легенде московского андерграунда Анатолию Звереву. Музей обладает одной из крупнейших коллекций его произведений и документов: 1,5 тыс. работ самого Зверева и еще примерно 500 — художников его круга; 600 работ Анатолия Зверева переданы основательнице музея Наталье Опалевой в дар Аликой Костаки, дочерью знаменитого коллекционера Георгия Костаки. Музей занимает небольшой трехэтажный особняк, где каждые три месяца сменяются тематические выставки, сопровождающиеся серьезной мультимедийной поддержкой. Музей АЗ издает книги и ведет культурно-просветительскую работу.

Наталья Опалева: «Это не мемориальный дом и не исторический памятник, особняк построен в наши дни, поэтому мы имели свободу маневра при перепланировке. Рассматривался даже вариант со сносом, но в итоге ограничились внутренними работами. Хотелось ведь открыть музей в обозримой перспективе, а не когда-нибудь».


ART4

ДАТА смены статуса: 2015
Расположение: Москва, Хлыновский туп., д. 4

Первый российский частный музей современного искусства Art4.ru, открытый Игорем Маркиным в 2007 году, год назад сменил модель своего развития (а заодно и сократил название до Art4). Первые годы он развивался по музейной модели. Маркин собрал замечательную коллекцию советских нонконформистов и нынешних актуальных художников, а также, к примеру, купил часть архива художника Михаила Гробмана (музейная институция должна не только выставлять свое собрание, но и вести исследовательскую и издательскую деятельность). Теперь акценты сместились. В стенах Art4 постоянно проходят выставки-аукционы, микширующие работы из его собрания с произведениями, предоставленными извне: коллекционеру не привыкать изобретать собственные, оригинальные форматы. 

Игорь Маркин: «На самом деле я совершил концептуальную ошибку: я отказался от продаж искусства, от торговли искусством, опираясь на ложный постулат, что музеи не торгуют. Почему?»


Музей русского импрессионизма

Дата открытия: 2016
Расположение: Москва, Ленинградский пр-т, д.153, стр.11

Частный музей, основанный Борисом Минцем, открылся 30 мая 2016 года в одном из зданий бывшей кондитерской фабрики «Большевик», реконструированном бюро John McAslan + Partners. Его основные задачи: продвигать русское искусство, его импрессионистическую составляющую, в России и за рубежом, вести просветительскую деятельность, развивая связи между музеями на всероссийском уровне, а также заниматься издательской работой. Музыкальное сопровождение главных экспонатов на первой выставке было специально написано к открытию музея композитором Дмитрием Курляндским.

Борис Минц: «Для создания музея применялись самые современные технологии, обеспечивающие высокое качество логистики, обработки и хранения картин. Создание музея — культурного центра привлечет широкий круг людей, в том числе группу зрителей поколения индиго… Русское искусство недооценивается в мировом историческом контексте, и мы уверены, что сможем восстановить справедливость».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+