Дата открытия: 2011
Расположение: Москва, Дербеневская наб., Д. 7, стр. 31
В декабре 2016 года ИРРИ громко отпраздновал свое пятилетие полным переформатированием экспозиции. На трех этажах бывшей ситценабивной фабрики изменилось все: от логотипа до оформления выставочных залов. Значительно увеличились фонды ИРРИ, базирующегося на коллекции Алексея Ананьева, сейчас в них около 6 тыс. произведений 352 художников. Институт стал важным исследовательским и издательским центром, пропагандирующим реалистическое искусство ХХ века на высочайшем уровне современных музейных технологий.
Алексей Ананьев: «Я коллекционирую живопись периода, близкого мне и понятного. На вторую половину XX века пришлись мое детство и юность, поэтому все, что изображают художники того времени, я проживал вместе с ними, мне легко определить, что имел в виду тот или иной мастер. Собирая искусство этой эпохи, есть возможность приобретать картины у авторов или у прямых наследников, что снимает вопросы, касающиеся провенанса».
Дата открытия: 2013
Расположение: Санкт-петербург, наб. р. Фонтанки , д. 21
Первый в России музей изделий фирмы Карла Фаберже, открытый в 2013 году, расположился в отреставрированном специально для него Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге. Учредителем этого частного музея выступил Культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный в 2004 году Виктором Вексельбергом для возвращения в Россию культурных ценностей. Все началось с приобретения коллекции предметов Фаберже, собранной американским издателем и бизнесменом Малкольмом Форбсом. Вскоре после этого фонд приступил к формированию собрания русского декоративно-прикладного и изобразительного искусства — на сегодняшний день оно насчитывает более 4 тыс. экспонатов.
Виктор Вексельберг: «Я очень рад, что в такое непростое время у нас появился музей, заново открывающий некоторые важные страницы российской истории. Наша страна — это целый мир, наполненный прекрасными произведениями искусства».
Дата смены статуса: 2014
Расположение: Москва, ул. Крымский ва л, Д. 9, стр . 32
Музей современного искусства «Гараж», основанный Дарьей Жуковой в 2008 году как «центр современной культуры», сменил прописку и статус, став музеем в 2014-м, а с 2015-го окончательно обосновавшись в Парке Горького (куда во временный павильон из Бахметьевского гаража на улице Образцова он переехал в 2012 году) в бывшем ресторане «Времена года», реконструированном Ремом Колхасом. Эта реновация стала одним из лучших примеров перепрофилирования и приспособления памятника брежневского модернизма под нужды современного музея, позволив «Гаражу» проводить выдающиеся выставки, а также разместить свои коллекции и архивы, запустить многопрофильную исследовательскую и просветительскую программы.
Дарья Жукова: «Музей „Гараж“ был основан с учетом международного контекста, но теперь уже нас все больше признают во всем мире как международно значимую институцию, не только представляющую, но и созидающую культуру».
Дата открытия: 2015
Расположение: Москва, ул. 2-я Тверская-Ямская , д. 20–22
Открывшийся в марте 2015 года Музей АЗ посвящен одному художнику — легенде московского андерграунда Анатолию Звереву. Музей обладает одной из крупнейших коллекций его произведений и документов: 1,5 тыс. работ самого Зверева и еще примерно 500 — художников его круга; 600 работ Анатолия Зверева переданы основательнице музея Наталье Опалевой в дар Аликой Костаки, дочерью знаменитого коллекционера Георгия Костаки. Музей занимает небольшой трехэтажный особняк, где каждые три месяца сменяются тематические выставки, сопровождающиеся серьезной мультимедийной поддержкой. Музей АЗ издает книги и ведет культурно-просветительскую работу.
Наталья Опалева: «Это не мемориальный дом и не исторический памятник, особняк построен в наши дни, поэтому мы имели свободу маневра при перепланировке. Рассматривался даже вариант со сносом, но в итоге ограничились внутренними работами. Хотелось ведь открыть музей в обозримой перспективе, а не когда-нибудь».
ДАТА смены статуса: 2015
Расположение: Москва, Хлыновский туп., д. 4
Первый российский частный музей современного искусства Art4.ru, открытый Игорем Маркиным в 2007 году, год назад сменил модель своего развития (а заодно и сократил название до Art4). Первые годы он развивался по музейной модели. Маркин собрал замечательную коллекцию советских нонконформистов и нынешних актуальных художников, а также, к примеру, купил часть архива художника Михаила Гробмана (музейная институция должна не только выставлять свое собрание, но и вести исследовательскую и издательскую деятельность). Теперь акценты сместились. В стенах Art4 постоянно проходят выставки-аукционы, микширующие работы из его собрания с произведениями, предоставленными извне: коллекционеру не привыкать изобретать собственные, оригинальные форматы.
Игорь Маркин: «На самом деле я совершил концептуальную ошибку: я отказался от продаж искусства, от торговли искусством, опираясь на ложный постулат, что музеи не торгуют. Почему?»
Дата открытия: 2016
Расположение: Москва, Ленинградский пр-т, д.153, стр.11
Частный музей, основанный Борисом Минцем, открылся 30 мая 2016 года в одном из зданий бывшей кондитерской фабрики «Большевик», реконструированном бюро John McAslan + Partners. Его основные задачи: продвигать русское искусство, его импрессионистическую составляющую, в России и за рубежом, вести просветительскую деятельность, развивая связи между музеями на всероссийском уровне, а также заниматься издательской работой. Музыкальное сопровождение главных экспонатов на первой выставке было специально написано к открытию музея композитором Дмитрием Курляндским.
Борис Минц: «Для создания музея применялись самые современные технологии, обеспечивающие высокое качество логистики, обработки и хранения картин. Создание музея — культурного центра привлечет широкий круг людей, в том числе группу зрителей поколения индиго… Русское искусство недооценивается в мировом историческом контексте, и мы уверены, что сможем восстановить справедливость».