18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Cпасти и сохранить

№50
Материал из газеты

Достижения российских реставраторов беспрецедентны. В нашем юбилейном обзоре — примеры нестандартной реставрации уникальных экспонатов, выполненных в разных техниках

Иконопись

Богоматерь Боголюбская. Вторая треть XII века.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Материал, техника: дерево, левкас, темпера

Александр Горматюк, художник-реставратор высшей категории Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря, в прошлом году стал лауреатом Премии The Art Newspaper Russia за раскрытие и реставрацию одной из древнейших русских икон. Именно он завершил 100-летнюю историю исследования и восстановления святыни. Слой неизвестной авторской живописи зафиксировали еще в 1970-х годах, однако доступные тогда средства не позволили довести работу до конца. Только теперь оказалось возможным найти и высвободить из-под многовековых записей фрагменты 1158–1163 годов и ввести в научный оборот неизвестную до этого древнюю живопись. Сейчас образ находится на мониторинге в мастерских музея-заповедника. Горматюком предложена конструкция специальной витрины-кассеты, стабилизирующей состояние Богоматери Боголюбской и делающей музейный показ безопасным для иконы.


Ювелирное искусство

Арабская масляная лампа из горного хрусталя.
X — начало XI века. Государственный Эрмитаж

Материал, техника: горный хрусталь, золото, эмаль

Лампа сделана в Басре или Египте из цельного куска горного хрусталя и покрыта резьбой. В начале XVI века в Италии лампа получила оправу из золота, украшенную эмалями. Заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа Игорь Малкиель объяснил, что в музее «лампа хранилась по частям (хрустальный сосуд — в отделе Востока, а убранство — вместе с западным декоративно-прикладным искусством), но затем была собрана». Реставрация продолжалась четыре месяца.


Стекло

Холодильник со съемной крышкой. 1700–1716. Музеи Московского Кремля
Материал, техника: стекло, серебро, штамп, гравировка, резьба, золочение

Дар датского короля Фредерика IV в 1716 году. Автор сосуда — мастер Франц Гонделах (Гессен), выдающийся гравер и резчик по стеклу. Художник-реставратор Вадим Яковлев боролся с часто встречающейся «болезнью стекла»: нарушенная технология литья приводит к мелким трещинам, запуская процесс шелушения. Яковлев применил технологию укрепления проблемных участков эпоксидными смолами. Пока закончена верхняя часть — слоник на крышке. Теперь деталь стала прозрачной, на ней также проявилась изначальная фактура, приданная фигуре в XVIII веке.


Реликвии

Шапка «Алмазная» царя Петра Алексеевича. 1680-е. Музеи Московского Кремля
Материал, техника: золото, серебро, драгоценные камни, мех, литье, чеканка, эмаль, резьба

Последняя реставрация шапки была в XIX веке, когда накладки на каркас закрепили не проволокой, но нитками. От времени они рассохлись. На драгоценных камнях и металле образовались окислы и патина. Художник-реставратор Вадим Яковлев рассказал, что «в процессе реставрации мастерскими Московского Кремля все элементы были разобраны, удалены все окислы, органические загрязнения, а затем венец заново собран и закреплен проволокой; внутри шапки создана основа, удерживающая каркас от дальнейшей деформации».


Ткани

Знамя Победы. 1940‑е. Центральный музей Вооруженных Сил России
Материал, техника: ткань, живопись по ткани

Весной 2010 года в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР) начали восстанавливать Знамя Победы, водруженное на Рейхстаг. Оригинал хранился в запасниках, а копии приходилось менять: витрина располагалась у окна, из-за солнечных лучей ткань выгорала. На оригинале, несмотря на всю аккуратность музейного обращения, пошли трещины по живописи. Реставратор ГосНИИР Софья Мартьянова рассказала: в соответствии с заданием знамя сдублировали на окрашенный шелковый газ по изнаночной стороне, восстановлена вся живопись.


Керамика

Большая ойнохоя с четырехсторонним декором. Конец VIII — начало VII века до н.э.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Материал: глина, обмазки

Большая ойнохоя происходит из предметов, пострадавших в мае 1945 года при взрыве бункера, где хранилась часть коллекций берлинских музеев. До 2011 года ее фрагменты находились среди других обломков из Фонда перемещенных ценностей. После месяцев кропотливой работы научный сотрудник отдела искусства и археологии античного мира Дмитрий Калиничев подобрал друг к другу 126 черепков, предварительная склейка которых стала первым этапом восстановления сосуда. Примерно пятая часть его поверхности была закопчена, вплоть до полной невозможности различения росписи, а седьмая часть утрачена. После первичной склейки и последующего демонтажа фрагменты подвергли термической очистке. Затем их вновь склеили раствором акрилового сополимера (БМК-5) в изопропиловом спирте. Утраченные фрагменты восстанавливались из тонированного медицинского гипса.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+