В течение двух недель картина «Концерт» Павла Челищева будет впервые доступна российскому зрителю — как выясняется, она была приобретена отечественным коллекционером.
«Концерт» — большой холст, написанный Павлом Челищевым в Париже в 1933 году (художник покинул Россию в 1918-м). Год спустя он был куплен британцем Эдвардом Джеймсом, меценатом и коллекционером сюрреалистов. Проведший короткое время в Париже, Джеймс, сам уделявший время поэзии и живописи, познакомился с Полем Элюаром, Анри Бретоном, Сальвадором Дали и вошел в сюрреалистический круг. Журнал сюрреалистов «Минотавр» выходил между 1933 и 1939 годами при его финансовой поддержке, в сотрудничестве с Джеймсом Дали создал знаменитый диван «Губы Мэй Уэст», а Рене Магритт изобразил его в качестве персонажа двух своих картин. С Павлом Челищевым, побывавшим в поместье Джеймса Вест-Дин в Сассексе в 1934 году, коллекционера с тех пор связала долгая и прочная художественная дружба. Помимо «Концерта», он собрал большую коллекцию произведений Челищева (также он покупал работы еще одного сюрреалиста родом из России — Эжена Бермана). «Концерт», где очевидны переклички с «голубым» и «розовым» Пикассо, завершает парижский период творчества Челищева. Позже художник отправился в Америку, которая сделала его всемирно известным мастером, чья «Игра в прятки» украшает нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА).
На торгах Christie’s «Сюрреалистическое наследие: избранные произведения искусства из Фонда Эдварда Джеймса» 16 декабря прошлого года было выставлено более 200 лотов. «Концерт» возглавлял список из двух с лишним десятков живописных и графических работ Челищева — все они были проданы с существенным превышением эстимейта. «Концерт», оцененный в £250–350 тыс., ушел за £1385 тыс., то есть в пять раз дороже, установив ценовой рекорд для работ художника.
За последнее время KGallery уже второй раз устраивает показ, заслуживающий музейного названия «выставка одного шедевра». В апреле 2015 года здесь демонстрировалась «Голова крестьянина» Казимира Малевича, также ставшая сенсацией аукционных торгов. Единственный недочет выставки Челищева — экспозиционная подача. В первом зале галереи демонстрируются фотографии, книги и фильм, необходимые публике, почти ничего не знающей о художнике. Второй зал с «Концертом», подсвеченным локально, устроители выставки предпочли заполнить пустыми рамами и музыкальными инструментами вместо строгости и немногословности, которых требует живопись Челищева.
Галереей уже обещана масштабная ретроспектива Павла Челищева, что может свидетельствовать только об одном: кто-то из коллекционеров заинтересовался художником и целенаправленно собирает его, заполняя один из главных пробелов в истории отечественного искусства XX века — так и не случившийся в России сюрреализм.