18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Концерт» Челищева в Петербурге

Петербургская KGallery показывает отечественному зрителю полотно «Концерт» Павла Челищева, приобретенное за рекордную сумму в прошлом году на аукционе Christie's, как выясняется, российским коллекционером

В течение двух недель картина «Концерт» Павла Челищева будет впервые доступна российскому зрителю — как выясняется, она была приобретена отечественным коллекционером.

«Концерт» — большой холст, написанный Павлом Челищевым в Париже в 1933 году (художник покинул Россию в 1918-м). Год спустя он был куплен британцем Эдвардом Джеймсом, меценатом и коллекционером сюрреалистов. Проведший короткое время в Париже, Джеймс, сам уделявший время поэзии и живописи, познакомился с Полем Элюаром, Анри Бретоном, Сальвадором Дали и вошел в сюрреалистический круг. Журнал сюрреалистов «Минотавр» выходил между 1933 и 1939 годами при его финансовой поддержке, в сотрудничестве с Джеймсом Дали создал знаменитый диван «Губы Мэй Уэст», а Рене Магритт изобразил его в качестве персонажа двух своих картин. С Павлом Челищевым, побывавшим в поместье Джеймса Вест-Дин в Сассексе в 1934 году, коллекционера с тех пор связала долгая и прочная художественная дружба. Помимо «Концерта», он собрал большую коллекцию произведений Челищева (также он покупал работы еще одного сюрреалиста родом из России — Эжена Бермана). «Концерт», где очевидны переклички с «голубым» и «розовым» Пикассо, завершает парижский период творчества Челищева. Позже художник отправился в Америку, которая сделала его всемирно известным мастером, чья «Игра в прятки» украшает нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА).

На торгах Christie’s «Сюрреалистическое наследие: избранные произведения искусства из Фонда Эдварда Джеймса» 16 декабря прошлого года было выставлено более 200 лотов. «Концерт» возглавлял список из двух с лишним десятков живописных и графических работ Челищева — все они были проданы с существенным превышением эстимейта. «Концерт», оцененный в £250–350 тыс., ушел за £1385 тыс., то есть в пять раз дороже, установив ценовой рекорд для работ художника.

За последнее время KGallery уже второй раз устраивает показ, заслуживающий музейного названия «выставка одного шедевра». В апреле 2015 года здесь демонстрировалась «Голова крестьянина» Казимира Малевича, также ставшая сенсацией аукционных торгов. Единственный недочет выставки Челищева — экспозиционная подача. В первом зале галереи демонстрируются фотографии, книги и фильм, необходимые публике, почти ничего не знающей о художнике. Второй зал с «Концертом», подсвеченным локально, устроители выставки предпочли заполнить пустыми рамами и музыкальными инструментами вместо строгости и немногословности, которых требует живопись Челищева.

Галереей уже обещана масштабная ретроспектива Павла Челищева, что может свидетельствовать только об одном: кто-то из коллекционеров заинтересовался художником и целенаправленно собирает его, заполняя один из главных пробелов в истории отечественного искусства XX века — так и не случившийся в России сюрреализм.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+