18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевры выставочного дела

№50
Материал из газеты

Мы вспомнили самые яркие выставки в России и за рубежом за пять лет существования газеты. Многие из них хочется посетить хотя бы еще раз – от Караваджо в Пушкинском до постпоп-арта в Галерее Saatchi

Караваджо (1571–1610). Картины из собраний Италии и Ватикана
ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Выставка Караваджо из итальянских собраний в ГМИИ им. А.С.Пушкина стала кульминационным событием Года Италии — России и открыла год празднования 100-летия музея. Привезли 11 шедевров мастера, среди которых «Юноша с корзиной фруктов» (Галерея Боргезе, Рим), «Обращение Савла» (церковь Санта-Мария дель Пополо, Рим), «Положение во гроб» (Музеи Ватикана). Такое количество работ Караваджо за пределами Италии было показано впервые, не в последнюю очередь благодаря мировому авторитету ГМИИ и лично его директора Ирины Антоновой. Выставка, которую посетило 240 тыс. человек, стала лауреатом первой ежегодной премии The Art Newspaper Russia в номинации «Выставка года».
26 ноября 2011 – 19 февраля 2012


Прерафаэлиты: викторианский авангард
ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Первая в России масштабная выставка художников знаменитого «Братства прерафаэлитов», основанного в 1848 году и ставшего главным художественным течением в викторианской Англии XIX века, новаторские идеи которого совершили революцию в разных видах искусства: живописи, фотографии, книжной иллюстрации, интерьерном и мебельном дизайне. Было привезено 80 произведений Эдварда Берн-Джонса, Джона Эверетта Миллеса, Уилья­ма Морриса, Данте Габриэля Россетти, Уильяма Холмана Ханта,  из ведущих музейных собраний Великобритании и США, а также частных коллекций. Экспозиция состояла из шести разделов, каждый из которых был посвящен определенной теме в творчестве прерафаэлитов.
11 июня – 13 октября 2013


Утопия и реальность? Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы
Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ)

Выставка к 80-летию Ильи Кабакова была подготовлена МАММ с Музеем ван Аббе (Эйндховен, Нидерланды) и Государственным Эрмитажем. Идея выставить Кабаковых с представителем первой волны русского авангарда Эль Лисицким принадлежала Музею ван Аббе, где хранится самое большое за пределами России собрание его работ. Зрелищно выстроенная экспозиция разворачивалась как система оппозиций утопического проекта Лисицкого и советской антиутопии Кабаковых: «Космос — Голоса в пустоте», «Чистота форм — Мусор», «Победа над бытом — Быт победил», «Памятник Лидеру — Памятник Тирану» и другие.
17 сентября – 17 ноября 2013


Реконструкция
Фонд культуры «Екатерина», Москва

Масштабная выставка из двух частей, подготовленная Фондом культуры «Екатерина» совместно с Музеем современного искусства «Гараж» и куратором Еленой Селиной (XL Projects), стала первой попыткой осмыслить художественную жизнь Москвы 1990-х, ознаменовавшуюся беспрецедентным расцветом акционизма, громкими групповыми выставками, открытием галерей современного искусства, где показывались новые герои и осмыслялись буквально на глазах возникающие художественные стратегии и тактики. К выставке были подготовлены трехтомный каталог со статьями ведущих художественных критиков об эпохе, редкими документами и фотографиями из научного архива Музея современного искусства «Гараж» и там же, в его стенах, большая лекционная программа, посвященная искусству 1990-х.
18 сентября – 24 ноября 2013,
24 января – 23 марта 2014


Manifesta 10
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Европейская биеннале современного искусства Manifesta отметила свое 20-летие в Северной столице, став там самым значительным культурным событием года. Главная выставка под названием «С тех пор как Петербург обрел имя» известного немецкого куратора Каспара Кёнига включала работы 52 звездных авторов, но главной сенсацией стало само место ее проведения — Эрмитаж. Выставка разместилась как в Главном штабе, так и в Зимнем дворце, прямо в постоянной экспозиции музея. Одновременно по всему городу проходили публичные акции (перформансы, экскурсии), посвященные главным образом неофициальной культуре Ленинграда 1960–1980-х. Параллельная программа биеннале включала восемь выставок в помещениях Кадетского корпуса. Их посетило 25 тыс. человек, основной же проект в Главном штабе — 60 тыс.
28 июня – 31 октября 2014


Перформанс в России: картография истории
Музей современного искусства «Гараж», Москва

Первое масштабное исследование истории русского перформанса за 100 лет — с эпохи авангарда, от первых футуристических экспериментов, до радикальных акций современности. Хронологически выстроенная со специально продуманным архитектурным дизайном и с использованием новейших технологий экспозиция дала зрителю уникальную возможность стать автором собственного перформанса, выбрав маршрут из 12 предложенных кураторами. Специально к выставке были воссозданы самые знаковые произведения столетия, такие как футуристическая опера Михаила Матюшина, Алексея Кручёных и Казимира Малевича «Победа над Солнцем» (1913) или реконструированные по эскизам Варвары Степановой костюмы из спектакля «Смерть Тарелкина» (1922). Всего было представлено около 200 перформансов с их техническими описаниями, иллюстрациями и комментариями авторов и специалистов.
17 октября – 5 декабря 2014


Скульптуры, которых мы не видим
ЦВЗ «Манеж», Москва

Выставка представляла трех легендарных московских скульпторов: Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта, создавших художественное объединение ЛеСС, и близких им по духу современных российских художников: Дмитрия Гутова, Анатолия Осмоловского, Хаима Сокола, АЕS+F и других. Всего в экспозицию было включено 350 произведений. Название выставки отсылало к статье 1987 года в «Литературной газете» лауреата Нобелевской премии Виталия Гинзбурга, после которой в Москве был организован Музей Вадима Сидура. Однако, несмотря на то что сегодня Сидур, Силис и Лемпорт признаны классиками, на открытии выставки случился скандал: ворвавшаяся туда группа вандалов повредила четыре работы Сидура на евангельские темы, посчитав их «богохульными». Тем не менее выставку не закрыли, а сам инцидент увеличил поток ее посетителей, одновременно вызвав широкую дискуссию на тему охраны и защиты музейных ценностей.
14 августа – 6 сентября 2015


Постпоп-арт. Встреча Востока и Запада
Галерея Saatchi, Лондон

В знаменитой лондонской галерее Saatchi встретилось около 300 работ 120 художников из России, Китая, США и Великобритании. В русской ее части участвовали произведения авторов разных поколений, от шестидесятников до художников 2000-х: Эрика Булатова, Риммы и Валерия Герловиных, Ильи и Эмилии Кабаковых, Комара и Меламида, Ирины Кориной, Александра Косолапова, Валерия Кошлякова, Бориса Орлова, Анатолия Осмоловского, Айдан Салаховой, «Синих носов», Леонида Сокова, Дмитрия Цветкова, AES+F, Recycle Group, — всего 36 российских имен и арт-групп. Из западных звезд среди прочих были представлены Джефф Кунс, Сара Лукас, Ричард Принс, Дэмиен Херст, Синди Шерман. Выставка была инициирована, поддержана и подготовлена Zhukanov Family Foundation русского коллекционера Игоря Цуканова, который пригласил в числе трех кураторов Андрея Ерофеева. Она стала самой посещаемой зарубежной экспозицией с участием российских современных художников. Выставку успело посмотреть 486 тыс. человек.
26 ноября 2014 – 3 марта 2015


Круг Петрова–Водкина
Русский музей, Санкт-Петербург

Первый полный показ работ учеников и последователей Кузьмы Петрова-Водкина, преподававшего с 1910 года в Школе Елизаветы Званцевой в Петербурге, а с 1918 по 1932 год — в Академии художеств, в частности живописи почти забытых сегодня Веры Жуковой, Раисы Котович-Борисяк, Надежды Лермонтовой, Магды Нахман, Фавсты Шихмановой. Был там представлен и целый пласт произведений художников, испытавших влияние Петрова-Водкина, чтобы затем вырасти в самостоятельных мастеров, сохранив при этом диалог с учителем: Павла Голубятникова, Владимира Дмитриева, Александра Лаппо-Данилевского, Петра Соколова, Леонида Чупятова. Кроме того, круг Петрова-Водкина на выставке был расширен и за счет художников, довольно далеких от него, но в работах которых параллели с мастером явно считываются: Алексея Зернова, Израиля Лизака, Владимира Малагиса, Алексея Пахомова, Александра Самохвалова, Евгении Эвенбах. Всего там было 150 произведений — помимо экспонатов из собрания Русского музея, еще из целого ряда петербургских и региональных публичных собраний.
2 июня – 23 сентября 2016


По следам «0,10. Последней футуристической выставки картин»
Фонд Бейелера, Базель, Швейцария

Реконструкцию легендарной выставки 1915 года в Петрограде фонд посвятил 100-летию самого знакового произведения Казимира Малевича — «Черного квадрата», который там впервые был явлен публике. Полностью восстановить историческую экспозицию, в которой участвовало 14 художников, в том числе Натан Альтман, Иван Клюн, Любовь Попова, Иван Пуни, Ольга Розанова, Владимир Татлин, Надежда Удальцова, было невозможно: сохранилась лишь треть из показанного там. Тем не менее удалось собрать практически все, что было возможно: из Третьяковской галереи, Русского музея, еще 17 российских музеев, Центра Помпиду в Париже, Стеделейк-музея в Амстердаме, Музея Людвига в Кельне, МоМА в Нью-Йорке. И если не работы, участвовавшие в той выставке 100 лет назад, то созданные в то же время. Сам виновник торжества, Казимир Малевич, был представлен 23 супрематическими картинами.
4 октября 2015 – 16 января 2016

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+