18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ожившая сказка Екатерины Великой

№50
Материал из газеты

Выставка в Малом дворце музея-заповедника "Царицыно" посвящена неоконченной пьесе императрицы "Чесменский дворец", сюжет которой не уступает лучшим образцам готического романа

Когда в 1755 году императрица Екатерина Великая заказывала  Василию Баженову проект подмосковной резиденции Царицыно, она хотела, чтобы та непременно была в «готическом вкусе». Чуть позднее, под влиянием «Замка Отранто»  — первого готического романа (1764), императрица, мгновенно реагировавшая на литературные веяния и новинки, делает наброски своего «Чесменского дворца». В ночном замке сторож застает говорящие друг с другом портреты правителей — вот мистическая основа сюжета так и не оконченной пьесы, воплотить которую взялся куратор Сергей Хачатуров. Действие выставки «Ожившая пьеса императрицы» разворачивается в четырех залах царицынского Малого дворца. Перечень действующих лиц, ее «первая страница» вырисовывается галереей образов центрального зала. Монаршие особы от Всеволода Большое Гнездо до Фридриха II Великого смотрят друг на друга с барельефов современных авторов Алексеея Политова и Марины Беловой, молчаливо перебрасываясь шутками и остротами, размещенными над их головами. Мистификация отлично рифмуется с типом общения в социальных сетях, считает куратор. Сама Екатерина II,  литературное наследие которой составляет около 30 произведений, в своем журнале «Всякая всячина» любила высмеивать своих придворных. В свою очередь, современным художникам даже не понадобилось что-то придумывать: разоблачающего пафоса пьесы XVIII века хватило, чтобы обнаружить в далеких от народа величествах живых людей, сетующих, например, на то, что о людях судят по бороде, или оправдывающихся, что «каждый царствует, как может». Игровой характер экспозиции поддерживает камерный театр-инсталляция Евгении Буравлевой и Егора Плотникова. Проводником в него выступает все тот же сторож, сделанный из гипса. Тот пытается разглядеть, что скрыто за шторкой театральной ширмы и услышать разговоры участников этой вневременной политической сцены.

Помимо исторических экспонатов из коллекции музея, едва подсвеченных, чтобы сохранить готическую атмосферу, поддерживает теневые проекции «Волшебного фонаря» и снятый Юлией Овчинниковой по мотивам екатерининской пьесы фильм, где молодой актер «Гоголь-центра» Филипп Авдеев с чувством зачитывает фантастическую пьесу в лицах.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+