За последние 450 лет алтарный триптих «Страшный суд» (1526–1527) Луки Лейденского лишь дважды покидал Лейден, так что его показ в Рейксмузеуме — событие, ставшее возможным из-за того, что музей «Де Лакенхал» в Лейдене, где он хранится, закрылся на реконструкцию. То, что «Страшный суд» приехал в Рейксмузеум, тоже закономерно: в 2014-м два музея заключили договор о сотрудничестве. Первый результат этого альянса тоже связан со «Страшным судом». В ходе рентгенологического исследования эксперты из двух музеев обнаружили под красочным слоем триптиха великолепный подготовительный рисунок мастера. Лука Лейденский получил признание прежде всего как блестящий гравер. Его живописных работ с точной атрибуцией до нас дошло мало.
Между тем Лука Лейденский был и портретистом, и мастером многофигурных композиций на религиозные сюжеты (до нас дошли три его алтарные композиции, одна из которых — «Танец вокруг золотого тельца» (1530) — находится в Рейксмузеуме. «Страшный суд» был заказан для церкви Святого Петра в Лейдене. Однако в период иконоборчества в конце XVI века его перенесли в городскую ратушу, а после, с 1874 года, вместе с остальной муниципальной коллекцией — в местный городской музей. В Рейксмузеуме триптиху отведено почетное место в галерее Славы рядом с «Ночным дозором» Рембрандта, тоже уроженца Лейдена, несомненно знавшего работы старшего мастера. «Страшный суд» — не единственный шедевр из музея «Де Лакенхал», на время поселившийся в Рейксмузеуме. В течение этого года за ним последуют еще девять работ из лейденского собрания.
Рейксмузеум
Шедевр Луки Лейденского в гостях у Рейксмузеума
До 23 августа 2018