Вторая мировая война, закончившаяся разгромом Германии и Японии, вызвала такие тектонические сдвиги в мире, что он до сих пор живет в их политических и экономических парадигмах. Очень сильно повлияла война и на искусство. «Писать стихи после Освенцима — это варварство», — заявил немецкий философ Теодор Адорно в 1951-м. Однако творцы, в том числе художники, посчитали иначе — послевоенное искусство не только активно выстраивало новые художественные стратегии, но и возвращалось к травматической памяти войны. Выставка «Послевоенное искусство. От Тихого океана до Атлантики. 1945–1965» в Доме искусства в Мюнхене представляет панораму искусства обозначенного периода, при этом, по словам Оквуи Энвезора, директора институции и куратора с международным именем, она раздвигает его географические границы и усложняет картину.
Обычно послевоенную ситуацию принято считать биполярной: Европа уступила пальму первенства в искусстве США, а мир разделился на коммунистический и капиталистический лагеря, конкурировавшие в области культуры идеями соцреализма и абстракционизма.
Однако Энвезор считает, что реальность была куда разнообразнее. «Вторая мировая война была глобальной, она затронула и Африку с Азией и Австралией, а не только Европу и Америку. История культуры тоже глобальна. Однако когда вы приходите в западный музей, то видите там европейское или американское искусство. Остальной мир либо отсутствует, либо ютится на задворках экспозиции», — говорит куратор.
Обширный проект (более 350 произведений живописи и скульптуры, инсталляции, видео и перформансы 180 авторов из 50 стран) — первая попытка представить сложную картину послевоенного мира. На искусство серьезно повлияла не только политика, но также технологические вызовы и сложные системы коммуникаций, массовая культура и массмедиа.
Выставка из восьми тематических блоков, помимо работ таких звезд, как Йозеф Бойс, Виллем де Кунинг, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, включает работы художников из Африки, Азии и с Ближнего Востока. «Все начинается со времени „Ч“, с художников, откликнувшихся на темы войны, холокоста, атомной бомбы», — говорит Энвезор. Как Маруки Ири и Маруки Тоши, на протяжении 30 лет создававшие серии живописных панно с каждодневной фиксацией последствий сброса атомной бомбы на Хиросиму. Здесь же работы Генри Мура, Барнетта Ньюмана, Эдуардо Паолоцци.
Другие блоки посвящены новым материалам в искусстве, новой концепции человека, борьбе за независимость колониальных стран. «Я не стремился окрасить послевоенное время в мрачные тона, просто хотелось показать правдивую и полную историю, не обходя ее темных сторон», — поясняет Энвезор, реализовавший этот проект с Ульрихом Вильмесом, куратором Дома искусства, и Кэти Зигель из Художественного музея в Балтиморе.