18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

От Тихого океана до Атлантики. В Мюнхене проходит выставка послевоенного искусства

№50
Материал из газеты

Дом искусства подготовил масштабный проект о влиянии Второй мировой на мировоззрение художников всего мира

Вторая мировая война, закончившаяся разгромом Германии и Японии, вызвала такие тектонические сдвиги в мире, что он до сих пор живет в их политических и экономических парадигмах. Очень сильно повлияла война и на искусство. «Писать стихи после Освенцима — это варварство», — заявил немецкий философ Теодор Адорно в 1951-м. Однако творцы, в том числе художники, посчитали иначе — послевоенное искусство не только активно выстраивало новые художественные стратегии, но и возвращалось  к травматической памяти войны. Выставка «Послевоенное искусство. От Тихого океана до Атлантики. 1945–1965» в Доме искусства в Мюнхене представляет панораму искусства обозначенного периода, при этом, по словам Оквуи Энвезора, директора институции и куратора с международным именем, она раздвигает его географические границы и усложняет картину.

Обычно послевоенную ситуацию принято считать биполярной: Европа уступила пальму первенства в искусстве США, а мир разделился на коммунистический и капиталистический лагеря, конкурировавшие в области культуры идеями соцреализма и абстракционизма.

Однако Энвезор считает, что реальность была куда разнообразнее. «Вторая мировая война была глобальной, она затронула и Африку с Азией и Австралией, а не только Европу и Америку. История культуры тоже глобальна. Однако когда вы приходите в западный музей, то видите там европейское или американское искусство. Остальной мир либо отсутствует, либо ютится на задворках экспозиции», — говорит куратор.

Обширный проект (более 350 произведений живописи и скульптуры, инсталляции, видео и перформансы 180 авторов из 50 стран) — первая попытка представить сложную картину послевоенного мира. На искусство серьезно повлияла не только политика, но также технологические вызовы и сложные системы коммуникаций, массовая культура и массмедиа.

Выставка из восьми тематических блоков, помимо работ таких звезд, как Йозеф Бойс, Виллем де Кунинг, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, включает работы художников из Африки, Азии и с Ближнего Востока. «Все начинается со времени „Ч“, с художников, откликнувшихся на темы войны, холокоста, атомной бомбы», — говорит Энвезор. Как Маруки Ири и Маруки Тоши, на протяжении 30 лет создававшие серии живописных панно с каждодневной фиксацией последствий сброса атомной бомбы на Хиросиму. Здесь же работы Генри Мура, Барнетта Ньюмана, Эдуардо Паолоцци.

Другие блоки посвящены  новым материалам в искусстве, новой концепции человека, борьбе за независимость колониальных стран. «Я не стремился окрасить послевоенное время в мрачные  тона, просто хотелось показать правдивую и полную историю, не обходя ее темных сторон», — поясняет Энвезор, реализовавший этот проект с Ульрихом Вильмесом, куратором Дома искусства, и Кэти Зигель из Художественного музея в Балтиморе. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+