18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Младший в семье импрессионистов: безмятежный Фредерик Базиль

№50
Материал из газеты

Работы погибшего в 28 лет художника показывают в Музее Орсе

Как кажется, из всех импрессионистов у Фредерика Базиля (1841–1870) была самая безмятежная жизнь, однако финал ее был несправедливо ранним и несчастным: он был убит на франко-прусской войне в 1870 году 28 лет от роду. Он никогда, как его сотоварищи, не нуждался, у него всегда была мастерская, где он привечал своих друзей: то Клода Моне, то Огюста Ренуара, — и его работы все же брали на Салон.

Оставил он около 50–60 произведений. Некоторые появляются и сейчас, обнаруженные реставраторами. Одним из таких открытий может похвастать и нынешняя выставка в Музее Орсе. Это работа, которую удалось увидеть под более поздней композицией «Девушка, играющая на пианино, и слушающий юноша» 1866 года. Орсе помогли с этой выставкой Музей Фабра в Монпелье и Национальная галерея в Вашингтоне.

Действительно, если говорить о юности импрессионизма, то это в полной мере относится только к Базилю, другие прожили больше и в своих поисках ушли дальше. В его же творчестве зрелость лишь наметилась, он не успел окончательно расстаться с опытами молодости. И в этом ценность его нестареющей живописи.

Базиль ­— это не только ранний период импрессионизма,  он и его география. Провинциал из Монпелье, выходец из зажиточной семьи, он уже в Париже оставил медицину ради живописи, о которой у него было представление по картинам Гюстава Курбе и Эжена Делакруа в Музее Фабра. Соученики по студии швейцарца Шарля Глейра открыли ему глаза на привлекательность лесов и деревенек Фонтенбло, некогда облюбованных барбизонцами, и на красоты нормандского побережья. Базиль почти по-се­мей­но­му разделил историю своих товарищей.  Был соучастником их пленэров, покупал их работы, был их моделью (позировал для картины Моне «Завтрак на траве») и сиделкой (ухаживал за больным Моне). Его долговязую фигуру написал Эдуард Мане на картине «Мастерская на улице Кондамин». Он пытался следовать своим кумирам Делакруа и Курбе, а еще более — «продвинутым» старшим современникам. Вслед за «Олимпией» Мане он написал «Туалет» в несколько будуарном ориенталистском духе.

Размышляя о живописи, Базиль писал родным: «…Я выбрал современную жизнь, потому что лучше всего понимаю ее, выбрал то, что представляет наиболее живой интерес для людей живых…» Он и старался писать людей — друзей и близких. Кто, кроме него, мог так живо схватить фигуру сидящего словно на иголках Ренуара? Или сыграть на контрастах розового и черного («Розовое платье», 1864)? Отличавшийся неподдельной скромностью Базиль лишь однажды, как кажется, преисполнился тщеславия, вписав свою семью в историю искусства. Точнее говоря, изобразив домочадцев на фоне импрессионистического пейзажа («В кругу семьи», 1867). Впрочем, разве мог он знать, что импрессионизм войдет в историю?

Музей Орсе
Фредерик Базиль. Юность импрессионизма
До 5 марта

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+